БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Патрик Зюскинд

Контрабас

Постановка - Александр Горбань (г. Москва)
Сценография и костюмы - Алексей Паненков
 
Пластика - Эдуард Соболь
Консультант - Игорь Колбин

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


"Он вечно торчит на виду, как... Если у вас гости, он немедленно выдвигается на передний план... Если вы хотите остаться с женщиной вдвоем, он будет стоять и наблюдать происходящее. И даже когда начнется интимное, он будет наблюдать за вами. У вас постоянно чувство, будто он насмехается над вами, его присутствие делает любовный акт смешным..."

И ВСЕГДА возникает чувство необходимого одиночества. Рядом с НИМ.

В спектакле звучит музыка И.Брамса, Р.Вагнера, Д.Диттерсдорфа, В.-А. Моцарта, Ф.Шуберта, Горана Бреговича, симфо-группы "Apocalyptica".

Действующие лица и исполнители:

  • Контрабасист Владимир Орел

  • Примадонна Татьяна Телегина

  • Бетховен – Андрей Волошенко

  • Моцарт Сергей Скобелев

  • Шуберт Андрей Лаптев

  • Вагнер Дмитрий Ефимов

ВЛАДИМИР РОГАЧЕВ
«Тюменский курьер»
25 декабря 2002 г.

МУЗЫКА ВЫШЕ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА 

Как это пели еще в 1970-е – и только музыка, музыка, музыка… На ее высокой и вдохновенно-ободряющей ноте заканчивается очередной год тюменской культуры. Такими новогодними подарками стали премьера в театре драмы и комедии по пьесе германского литератора Патрика Зюскинда и рождественский джазовый фестиваль тюменской филармонии. Однако вначале был «Контрабас»

ОРЕЛ И КОНТРАБАС

Это был не мой спектакль, не моя эстетика сцены. И даже главный художник театра драмы Алексей Паненков на этот раз не вскружил мне голову… И московский режиссер-постановщик Александр Горбань – из другой оперы…Только – еще Гете, потом Пушкин, да и многие гении – верно говорили: судите о произведениях искусства по законам, признанным их авторами.

И тем хорошо наше непростое время, что есть культурный плюрализм, есть репертуарная политика театра, практически представляющая в последнее десятилетие различные жанры и стили современного искусства. Его ищущих творцов, многое, что выражает новаторский дух сценических решений ХХI века.

…В парадоксальных одеждах модного «большого стиля», в игровых застругах и неофрейдистских комбинациях родился еще один тюменский спектакль высокого класса – дерзкий, колючий, подобный заминированному нашими комплексами страдающему полю одинокой души, одинокого человека.

Сцена из спектакля

…Горбань использует живучую поэтику постмодернистского действа – коллаж, реминисценции, смешение эпох и стилей, мелоса и пластики, – чтобы вернуть зачумленному виртуальным натиском индивиду Веру в себя, в свое назначение в мире, Надежду на собственное достоинство и состоятельность и утраченную Любовь.

Спектакль элитарный, версия нашумевшей пьесы Зюскинда 20-летней давности.

…Версия тюменского «Контрабаса» поближе к светлому началу человека. Разум главного героя-музыканта, основной инстинкт, рефлексия, сомнения относительно собственной судьбы спорят, конфликтуют, сражаются за душу Контрабасиста на равных. В конце концов всё и вся примиряют музыка и любовь…

Спектакль в одном действии оказался сущим испытанием для одного из лидеров труппы – заслуженного артиста РФ Владимира Орла…

Полтора часа Орел говорит и действует один. Этакий гигантский монолог, когда надо раздваиваться, растраиваться, менять интонацию, заново переживать прошлое, перевоплощаться в других людей, обыгрывать вещь. Вести диалог с любимой-надоевшей музыкой, любить-ненавидеть свой контрабас…

Одинокий мир героя с его метафорой – звуконепроницаемой комнатой – Паненков в декоре выстраивает как экспрессивно задирающий нас симбиоз огромного контрабаса с меньшими собратьями. В их выемках спрятаны бытовые вещи, оживают фантазии и сны героя. По принципу музыкальной пантомимы… героя окружают Примадонна (артистка Татьяна Телегина), Моцарт (Сергей Скобелев), Бетховен (Андрей Волошенко), Шуберт Андрей Лаптев), Вагнер (Дмитрий Ефимов).

Выразительный и необычный ансамбль. Вовсе не подмога, не тень Орла. Несомненная заслуга Горбаня…

Магия, блеск общения драматических актеров на необычном языке значительно усиливают образ главного героя. Не только Орла – музыки… Вкус Горбаню и его команде не изменяет.

В финале занимается утомленное солнце надежды, приник к контрабасу Орел – вслушивается в немыслимые красотой пассажи. Полные любви, понимания и прощения, обнимают музыканта его спутники – живи и люби!

В пластике Эдуард Соболь опять превзошел себя.

Спектакль идет без антракта

 

Владимир Мефодьев.
«Аргуметы и факты» в Западной Сибири»
№52, 2001 г.

ВОКРУГ КОНТРАБАСА…

 

Тюменский театр драмы и комедии накануне Нового года выпустил премьеру – спектакль «Контрабас» по комедии немецкого писателя Патрика Зюскинда в постановке режиссера московского театра им. Вахтангова – Александра Горбаня.

Сцена из спектакля

 

…Контрабас в спектакле – фигура декоративная, и сценограф А.Паненков удачно смонтировал одну сложную декорацию разобранного на фрагменты музыкального инструмента. На фоне нотного стана жанрово раздвоенные личности великих музыкантов в масках клоунов…

 

Два жанра переплелись в постановке режиссера – драматический, самый глубокий, и пластическое шоу, в котором хореограф Эдуард Соболь предоставил исполнителям широкие рамки для самовыражения.

 

Драматический пласт спектакля ведет один солист-музыкант симфонического оркестра. В исполнении заслуженного артиста России Владимира Орла контрабасист – одинокий человек 35-ти лет, влюбленный в недосягаемую для него примадонну оперы Сару (арт.Т.Телегина).

 

Кроме музыки, у него ничего нет в жизни. Даже в его квартире хозяин не он, а контрабас. Девиз нашего героя выражен словами Гёте: «Музыка везде, она не имеет границ. Она вечна и стоит так высоко, что человеческий разум не может дотянуться до нее». Ну и, естественно, контрабас – это центральный фундаментальный инструмент! Хотя в иерархии оркестра он почти самый последний, за ним следуют только литавры.

 

Музыканту, чтобы извлечь из него звук, надо работать до самоистязания… Вот почему так часто прикладывается к пиву наш герой. Выхода из замкнутого круга этой иерархии музыкант не видит. В обществе, например, можно еще подняться на ступеньку выше, в оркестре – никогда. Бунт нашего героя – маленького человека – заключается в том, что он хочет вызвать на «бис» свою примадонну во время спектакля. А что из этого получается, мы видим в финале: со сломанной рукой музыкант снова в своей квартире. Выхода маленькому человеку в этой жизни нет!..

 

…Спектакль, конечно, сложен для восприятия, неравнозначен  в составляющих его компонентах, но интерес к нему нарастает по восходящей - от мизансцены к мизансцене, и в финале энергетика этого феерического шоу зажигает зрителя, наградившего артистов заслуженными аплодисментами.

 

Добавим, что приурочена премьера к бенефису Владимира Васильевича Орла, находящегося в самом расцвете творческих сил.

   
Hosted by uCoz