БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Рональд Харвуд

Квартет

Постановка Алексея Ларичева
Сценография  Алексея Паненкова
 
Пластика - Эдуард Соболь
музыкальное оформление Натальи Гультяевой

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка

 

Действующие лица и исполнители:

  • Реджинальд Пейджет - Вениамин Панов

  • Сессили Робсон - Валентина Толмачова

  • Уилфред Бонд - Геннадий Куцан,
                                Рюрик Нагорничных

  • Джин Хортон - Анта Колиниченко

Владимир Рогачев
«Тюменский курьер» 14 октября 2003 г.
«КАПРИЗ ВОСКРЕШЕНИЯ»

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 2003-04 г.г.

…В нашем театре драмы и комедии… 10 октября открыли 146-й сезон сентиментальной комедией по пьесе популярного британца (два «Оскара») Рональда Харвуда «Квартет» в постановке главного режиссера театра Алексея Ларичева. Действие разворачивается тоже 10 октября – в день рождения бессмертного чародея мелодий и раскаленных страстей Джузеппе Верди (1813-1901). 190-летие композитора Тюмень публично отметила только на драматической сцене.

На пресс-конференцию в день премьеры явились директор ТГТДиК Владимир Коревицкий, Ларичев и главный художник Алексей Паненков…

Осторожно о планах: открывается сезон «Квартетом», на 14 ноября запланирована трагикомедия по пьесе Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» в постановке заслуженного артиста РФ Владимира Орла. К новому году Ларичев ставит сказку «13-я звезда». И не только для детей – со взрослым подтекстом.

Оптимизация, как считают в ТДТДиК – сложная проблема, активизированная в столице. Государство все меньше поддерживает социально-творческую сферу. Я понял так: если бы не мешали бюрократические рогатки, театры смогли бы зарабатывать. Но может быть лишь одно: или театр, или бизнес. Коревицкий недавно был в Нью-Йорке, встречался с ведущим продюсером Бродвея. Только деньги, деньги, деньги… Мюзиклы, мюзиклы, мюзиклы. Исполнители сильны, но в игре – сплошь набор штампов. И лишь на перифер ии города – с десяток небольших театров, занятых искусством.

В России вытесняют гордость отечественной культуры – репертуарный театр, готовится оформление смены форм собственности (играйте и выживайте сами). Ларичев был краток: мы все больше теряем человека, человеческое в нем, отбрасываем систему нравственных ценностей. «Моя задача – все равно, как ни трудно, возвращать человека человеку». После потерь восстанавливаются «Продавец дождя», «Убийство Гонзаго», не будет лишь «Дорогой Памелы». «Гарольд и Мод» будет. Мы отстаем в техническом отношении. Современная техника света, звука и материалы декора стоят дорого. Другое дело, как это работает на поэтику, идею спектакля».

Паненков видел в московских театрах модные вещи с машинерией, суперзвуком и светом, а актеры не знают, что делают на сцене…

Сценографический аскетизм «Квартета» – от замысла. Лишь ряды и перекрестки из тонких гнутых трубок стульев, напоминающих венские. От громадных котурн до детских стульчиков. Пустые кулисы и задник оживляет лишь свет. Символическая метафора прожитой жизни. Личные ряды персонажей – от бренного земного «сиденья» до перехода в высокие духовные сферы…

18.33. Вечер 10 октября. На сцене – скромное, без фанфар, открытие 146-го сезона: трое в темном – Коревицкий, Ларичев, председатель областного комитета по культуре Евгений Негинский. Наверное, пытаясь заразить нас оптимизмом, Евгений Семенович обыгрывает символику цифры «10». Заключает, что наш славный театр попадал и снова попадает в десятку.

И началось… «Квартет» зрители приняли очень хорошо. Ушли немногие, те, кто жаждал развлечений. А тут сентиментальная комедия (?). Нет, постепенное превращение персонажей – вчерашних звезд оперной сцены, где каждый по-своему переживает славное былое в доме ветеранов сцены – в творящий квартет. Тем более впечатляющий после бренной бытовухи, взаимных склок и обвинений в этой сусально-золоченой клетке личной несвободы. И только настоящее искусство преодолевает призрачность нашего существования на земле, особенно горько переживаемого в мудрое время зрелости. Говорят, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Увы, у многих так. Но не у настоящих героев нашего времени, призывающих дух и магию Верди помочь им преодолеть тоскливое умирание. Людей – артистов жизни – искусственно отделенных от остального мира границами старческого дома.

Где-то за сценой носится бодрый коллега Седрик, готовящий традиционный гала-концерт, как сигнал: «Мы еще живы!». Некоторую монотонность первого действия разрывает приезд в дом суперпримы Джин Хортон. Блестящая роль, творческая победа заслуженной артистки РФ Анты Колиниченко. Если в «Гарольд и Мод» она изначально полна жизнеблагодатной энергией и светом души, воплощая молодость духа, поддерживающего телесную крепость (вспомним качели и стойку на голове), то в «Квартете» замечательная актриса тонко лепит куда более сложный образ – с переходом от гнетущего разочарования в бытии, капризных срывов до искрящего красотой воскрешения в любимой музыке Верди… Сложнейшую гамму переживаний выстраивает Колиниченко, «играя» в своем театре отношения с Реджинальдом Пейджетом (заслуженный артист РФ Вениамин Панов), великое odiet amo («и ненавижу, и люблю, и сам не знаю, почему так мучаюсь…» Гай Валерий Катулл, классик античного Рима). А герой Панова знает и любит, и боится своей капризно красивой Джины. И желание повторить миг упоения красотой (и славой) в квартете заставляет Реджи вернуться в то время и через любовь вернуть Джину – себе, друзьям, спасительному искусству. Мягкость, нежность и хрупкую интеллигентность наш Панов переводит в силу вдохновения, мастерски выстраивая сложный рисунок роли.

Балагур, циник и смешной повеса, гурман незабытых наслаждений Уилфред Бонд органично воссоздан артистом Геннадием Куцаном (его Бонд и в клетке Дома остается самим собой – душа звездной компании, легко соглашающийся на концерт). И в сцене выбора костюмов его комплименты Джине не дают ей отступить. Именно Куцан чаще других сидит на детских стульчиках, ибо детское солнце памяти помогает его герою не замкнуться в себе.

С трудной ролью Сессили Робсон хорошо справилась артистка Валентина Толмачева. Безумие ее героини – творческий прорыв в запредельное. Все как всегда, все в ожидании выхода на сцену, в ожидании партнеров, которые должны «прилететь из Карачи». Именно Робсон по блаженному наитию выводит всех на гала-концерт. Они на пороге неизвестного – взлетят или упадут? И провидение дарит им удивительное воскрешение – квартет звучит необыкновенно сильно. Как победа над рутинно-старческим прозябанием, как новый полет.

Знакомая команда тюменских театральных новаторов – Ларичев, Паненков, Эдуард Соболь (хореограф) – опять отличилась. Ларичев увидел сверхзадачу своего «Квартета» в материализме. Редком ныне художественном направлении, когда реалистическая традиция усилена символами, говорящими деталями, фантастикой, сверхэнергиями мысли и чувств.

Главный мотив такой поэтики все время будоражит восприятие. Музыкальные фразы из «Риголетто» врываются в отношения героев, ведут их к финальному единству. Отсюда и особая игра света и тени, воссоздающая прошлое.

А то неожиданно упадет стул, недавно занятый Джиной. С самого высокого стула-вышки герои видят нечто таинственное, манящее. Действие нарастает, реализуясь в психомоторике актеров, в усложнении психологических красок. Чистая, высокая игра.

И награда всем близким друзьям театра: спонсоры и пресса унесли домой по шикарному набору шоколадных конфет «Квартет» и ТГТДиК. С фотографией любимцев в костюмах из «Вишневого сада», «Ревизора» и «Чумы». Гремучий коктейль в честь бессмертного искусства сцены.

   
Hosted by uCoz