Алексей Иванович Ларичев  

 

Алексей Ларичев

Художественный руководитель Тюменского драматического театра

 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


"Тюменский курьер"
18 сентября 2001 года
Владимир Рогачев

Коварство и любовь

...Сидим друг против друга с Алексеем Ларичевым, главным режиссером тюменского театра драмы и комедии. Вроде бы радоваться надо и лишний раз перемывать "хорошие косточки" театру и актерам, покорившим на недавних летних гастролях минскую и смоленскую сцены. На столе красуется репертуарный пасьянс сезона 2000 – 2001 г.г.

Если все спектакли Ларичева соединить в одну большую симфонию, получается его "Война и мир" – особая энциклопедия, панорама духовно-культурной жизни мыслящего тростника, переполненного страданиями и страстями 1990-х г.г. и начала нового века. "Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра...".

"Продавец дождя" с библейским огнем бога, разгневанного на изолгавшийся, безумно кровоточащий современный мир. "Эквус" с насмешками местных мнимых культурников – на упорство Ларичева, всякий раз выводящего на сцену живого коня. И много этих "интелей" с нательными крестиками, не желающих принять высшую данность – лик господа в явлении коня к нам в спектакле. Дабы не болтать о вере, а хотя бы начать очищать душу в свете Нагорной проповеди.

Как "аз есмь человек, а не поношение человеков" в "Нахлебнике". Как бесконечно добрая "Дорогая Памела", на дне бытия ищущая светлое в падшем человеке, чтобы не сгинул в ожесточении и цинизме. Ей помогает "Дама с камелиями", заклинает любить жизнь, несмотря ни на что. Насыщающая нас оптимизмом героиня в "Гарольд и Мод". И попытка в который раз обратить внимание на то, что войну надо убить прежде всего в душах людей ("Мамаша Кураж"). И показать нынешним молодым, загнанным в угол негативом перемен, чистый путь "Домой". А средневековую пьесу-пантомиму про "Убийство Гонзаго" по-шекспировски обернуть в текущие дни, дабы показать их зловещую наготу. И пока зло одевается, успеть выстроить защитные порядки.

Рядом с авторским театром Ларичева – созвучные общему стилю театра гостевые постановки "Школы злословия", "Вишневого сада", "Мирандолины", "Кадрили"... Памятные и достойные опыты в режиссуре большого мастера сцены Семена Фуксмана (особенно "Вечерний звон" и "Последний грех").

И надежные творческие и менеджерские скрепы директора театра Владимира Коревицкого с командой уникальных мастеров из цехов, главного художника Алексея Паненкова, балетмейстера Эдуарда Соболя, всех замов и администраторов.

В конце августа победители вернулись домой. Что, власти устроили торжественный прием и разделили вкус творческой победы театра, набравшего к этому году такую удивляющую высоту полета? Нашли честных столичных критиков (еще есть немного), чтобы со стороны дать правдивую оценку этому уникальному событию в культурной жизни региона, престижному явлению для всех?

Ладно, власти. Удручает невнимание тюменцев. Это удивительно, ибо круг любителей-театралов у нас расширился. Правда, одну причину знаю точно. Зря театры отказались от постоянной и кропотливой работы по организации зрителя. Пора бы создать ассоциацию, клуб учредить, форму внимания постоянным посетителям.

Одна радость у меня – успешные гастроли смыли грязь с моих рецензий в нашей газете. Мои коллеги давно изгаляются, оспаривая "курьерские" оценки и разборы спектаклей. Вот он, ворох белорусских и смоленских газет с откликами на гастроли. В неслышимой овации слились издания всех направлений. Уровень комплиментов и похвал повыше градусом моего. Минская "Культура" (N 29, 2001): "Полный успех, богатая культурная палитра, обаятельная умная труппа, связь вечного и современного в продуманном и завидном репертуаре"

А какие эпитеты нашему заслуженному артисту РФ Геннадию Баширову за "Эквус", его энергетику, помогающую упавшему духом собраться с силами!

Известный белорусский театральный деятель Анатолий Дзялендзик: необычайные и глубокие трактовки, сильные актеры, пронзительный "Эквус". Критик Алла Савицкая (республиканская "Червона змена – Красная смена", 26 июля 2001) отмечает духовно-эмоциональный накал спектаклей, бережное и впечатляющее прочтение классики (удивительный синтез карнавальной стилистики "Мирандолины" с драматизмом жизни, трагический нерв "Убийство Гонзаго", парадоксальное и игровое упоение "Вишневого сада", блеск режиссуры Ларичева и сценографии Паненкова)

К "Школе злословия" критик отнесся построже, выделен Михаил Заец в роли Чарльза – за точное попадание в характер. Замечены работы Ирины Тутуловой, Галины Домниковой, блеск эмоций Татьяны Пестовой и ее тонкие ходы в роли Раневской в "Вишневом саде". "На сцене настолько выпукло разыгрывается драма-комедия человеческого бытия, что выявляется целая гамма нашего сегодняшнего многомерного мировосприятия" (Савицкая). В итоговом обзоре влиятельной "Культуры" (N 28, 2001) читаем: виртуозная игра (связка Пестовой с заслуженным артистом РФ Владимиром Орлом в "Мирандолине"). Ой, простите, Ларичева, Горбаня оценивают по мейерхольдовскому счету. Во дают минчане! Далее: "Соболю нет равных", Фирс Вилниса Пинтиса – апофеоз мудрой красоты нашего актера. Ах, эта заслуженная артистка РФ Анта Колиниченко, какая радость бытия! Еще: "Мы в плену высокой культуры тюменского страстного театра". Фонтан комплиментов режиссеру Андрею Лапикову, актерам Рюрику Нагорничных, Сергею Кутьмину, темпераментно-заводной Татьяне Стрилюк, опять Колиниченко, роскошным краскам Галины Домниковой за "Кадриль". Выделены философские видения Ларичева и актера Сергея Осинцева, опять Баширова. Очистительные слезы пролиты над героем заслуженного артиста РФ Вениамина Панова ("Нахлебник"), удача Геннадия Куцана.

Минск отдал пальму первенства "Гонзаго" и "Саду". Общая оценка – театр высокой духовности, очищающих страстей и доброй тревоги за современного человека.

Смоленские газеты: великолепный ансамбль, чудеса преображения ("Смоленские новости", N 68, 2001). Главная мысль обзора гастролей нашего театра – это театр непрописных истин. Спасибо Сергею Романенко, готов повторить. И добавить – театр надежды, веры и любви, силы культуры и светлого духа, поддерживающего людей в это странное и жестокое время.

P.S. На заметку оппонентам Ларичева: смоленская "Все + РП" (3 августа 2001) поставила его в авангард современной российской режиссуры. Как глубокого философа и тонкого интерпретатора.

Вернуться к основной страничке А.Ларичева

На личную страничку А.Ларичева

   
Hosted by uCoz