Панов Вениамин Данилович  

 

Вениамин Панов

Заслуженный артист ЧИАССР, СОАССР,
Заслуженный артист РОССИИ.

 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


ИЗ ПРЕССЫ…

 Леонид Ткачук
«Возрождение» – №26 (67)
ноябрь 1996 года

СЕКРЕТ ЕГО МОЛОДОСТИ

Пару лет назад в Тюменском театре драмы перед началом спектакля (это была премьера воробьевской «Мирандолины») зрителям объявили, что одному из актеров исполнилось в этот день семьдесят лет. Вспоминаю, как ломали мы голову над загадкой – кому же именно? Казалось, никто из актерского состава не подходит под звание почтенного патриарха. Пришлось дожидаться финала, когда юбиляру подарили роскошный букет. По цветам и определили «виновника». Им оказался «маркиз»… Вениамин Панов, который по ходу действия должен был ретиво домогаться любви молодой красавицы…

… В пустом фойе театра мы говорили о многом – о литературе, о Шекспире, о войне, о детстве. О Чечне, где очень долго жил актер.

Панову вспоминать есть о чем, и слушать его можно часами. В этом умном, интеллигентном человеке ощущается большая культура. И действительно, сколько нужно актеру перечитать, осмыслить, чтобы прожить на сцене пару часов чужой, придуманной жизни.

Одна из последних работ актера – роль герцога Орлеанского в «Жажде над ручьем». Трагическая судьба. Поэт. Аристократ. Пережил 25-летний плен в камере с узким окошечком. Но ни тяжелые испытания, ни сословная спесь, не помешали ему понять и принять новую поэзию – поэзию Вийона.

М.Ульянов, В.Баталов, А.Паненков, В.Панов

Рассмотреть новое и не отвергнуть его, – подумалось мне, – не в этом ли мироощущении таится секрет молодости Вениамина Панова?

– В трехстах километрах от Томска есть районный город Колпашево. От него еще семьдесят верст на север. Там и живут Пановы. Половина жителей моей родной деревни Инкино носят эту фамилию. А в 1924-м году к ним присоединился я. Село у нас обычное. Деревня как деревня, таких много по Сибири. Откуда ж там театры! Но в наших местах проживало много ссыльных. Какие это были в большинстве своем интересные люди! Расселяли их по домам местных жителей. В нашей избе жил москвич Давид Маркович Зеленский (после ссылки он возвратился в Москву). Красивый, большой человек! Жена у него была эстрадной певицей. Дочь стала театральным режиссером. Вот он и занялся моим образованием. Стал учить меня, несмысленыша, грамоте. Он же приохотил и к выразительному чтению…

– Со времен декабристов, видимо, Сибирь обречена приобщаться к цивилизации через ссыльно-каторжных? Грустная ирония, Вениамин Данилович, не так ли?

– Да-да! Наш постоялец много раз выручал и мужиков наших, которых объегоривали все, кому не лень… Театром я заболел в 9 классе – приехал в Барнаул и впервые увидел спектакль – «Человек с ружьем» Николая Погодина. Это было открытие! А решение стать актером пришло позже, когда переехал в Новосибирск, к старшей сестре. В то время я увлекался минералогией, читал Ферсмана… Но посмотрел в ТЮЗе сказку Светлова о геологах-разведчиках и подумал: «Какая это профессия – актер! Они же могут быть кем угодно, и геологами в том числе. Актер может перенестись во все века и во все страны!» В фойе увидел я выставку детских рисунков, посвященных театру. Рисовать я любил и тоже попытался изобразить на бумаге сцены из спектаклей. И принес рисунки в театр. Они понравились, а их автор получил право бывать на спектаклях бесплатно. Закончил школу. И тут – война.

Правда, сразу меня не взяли. Еще год был дома. Без дела не сидел – организовал театральный кружок. Сам, как мог, ставил спектакли, и мы играли их – собирая деньги в фонд обороны. Кстати, в 1989 году состоялась встреча уцелевших участников нашего кружка. Оказалось, у многих в памяти остались самые теплые и дорогие впечатления об этих днях.

В.Почерк, М.Ульянов, В.Баталов, В.Панов

…Призвали меня служить в начале лета 1942 г., направили в Орджоникидзеградское военное авто-мотоучилище, эвакуированное в г.Минусинск. Учили ускоренно, – через 9 месяцев я уже стал лейтенантом и командиром курсантского взвода в этом училище, которое передислоцировали в г.Рязань. Еще в курсантское время обнаружилось, что я могу петь, зачислили в курсантский песенный ансамбль, где я пел в хоре и иногда солировал. Был и ротным запевалой… Из Рязани я был переведен на Кавказ, в 10-й Отдельный учебный полк, который в Ленинградскую блокаду держал оборону на знаменитой «дороге жизни», на Ладоге… После прорыва блокады полк был переведен на Кавказ, на переброску грузов американской военно-технической и продовольственной помощи, которые возили от Иранской границы в г.Дзауджикау (Владикавказ), откуда эти грузы отправлялись на фронт… В этом полку служило много ленинградской творческой интеллигенции (музыканты, балетные танцоры, эстрадники, актеры – и др.) Общение с ними подогревало мою любовь к театру… Но шла война, мы, молодые, просились на фронт, нам отвечали: «А здесь кто будет служить?» Затем на базе нашего полка было сформировано новое военное училище, и я снова стал «курсовым» офицером… Так и не удалось мне повоевать, разве что прочесывали рязанские окрестные леса в поисках вражеских парашютистов…

После демобилизации в 1947 году – учился одновременно в музыкальном училище пению и в театральной школе при Русском драмтеатре г.Дзауджикау, тогда уже Орджоникидзе – актерскому мастерству. С того же года началась и моя практическая работа в театре.

…И покатили города, театры, годы… В тюменском театре в первый приезд Панов работал четыре года.

– Город был тогда очень грязным, запущенным, – вспоминает актер, – но зрители хорошо посещали театр, любили его. Оставили его мы с женой только потому, что тянуло в другие города и театры, хотелось как можно больше увидеть, испытать, набраться опыта…

Из Тюмени махнули в Иваново, интересно было поработать почти рядом с Москвой, а оттуда нас переманил знакомый директор во Владивосток, в свой театр им. Ленинского комсомола. В Совгаванский театр Тихоокеанского флота его главный режиссер Струнин поманил ролью Гамлета…

– «Гамлетом» был в двух театрах. Интересное ощущение: Шекспир как будто сам брал тебя за воротник и тащил по всему спектаклю… Какая драматургия! Мне говорили: не играй ты так, экономь силы. Но разве об этом думаешь? Есть роли, которые захватывают тебя с невероятной силой…

В Томском музыкально-драматическом театре актер работал шесть лет. Вот где пригодились Панову его многочисленные дарования.

– Пришлось не только играть – вспоминает Панов, – но и петь, и даже танцевать в балете.

Пять лет актер провел на сцене Краснодарского театра. И потом 22 года – в русском театре г.Грозного…

– Интересное было время, – рассказывает Вениамин Данилович, – да только закончилось все печально. Дудаевская авантюра заставила нас покинуть город… И мы вновь оказались в Тюмени. Но уже переменившейся, обновленной, и в театре – тоже переменившемся и обновленном, который сразу пришелся мне по душе. Счастлив ли? В общем – да. Но актерское счастье – это особая статья… Знаете, очень мало актеров могут назвать себя счастливыми. Для того чтобы актер состоялся в полной мере, нужно, чтобы совпали его творческие данные, роль и время. Тогда рождается чудо. Если же чуда не произошло, нужно иметь мужество жить и верить.

Елизавета Гонопольская
Владимир Рогачев
«Тюменский курьер»
28 января 1997 г.

ВЕЧНЫЙ ЗОВ ТЕАТРА

С Гамлетом Панов встречался трижды. Нет, четырежды: если считать еще школьное прочтение монолога «Быть или не быть…» – (учительница задала по программе).

Второй раз… Хотя рано, начнем с другого. «Вы же можете сыграть Лермонтова!» – воскликнул режиссер тюменского драматического. А Панов как раз побывал на Кавказе, в Пятигорске, Кисловодске, увидел памятник Лермонтову – поэт показался мальчишкой, и так понятно было это мальчишество! Панов стал готовиться к роли. Перечитывал Лермонтова по годам, с перепиской, с биографией – и все ближе его ощущал. Но роли-то еще не было, Лавренев еще писал пьесу, по которой предстояло ставить спектакль. А когда пьесу напечатали, оказалось, что в ней 56 персонажей. Николай Первый, Бенкендорф, Белинский, прочие не менее важные персоны…Где же найти в провинциальном театре исполнителей на все эти роли?

Ладно, махнул рукой режиссер, тогда давай готовить Гамлета. Панов вспомнил школу, а заодно вспомнил, что кроме монолога в пьесе ничего не читал. Прочел. И… ему стало страшно. От роли отказался.

Но позже в другом театре другой режиссер сказал: если и сейчас струсишь, никто уже не предложит, твое время пройдет. Полгода Вениамин Данилович готовился самостоятельно, потом пошли общие репетиции. Коллеги заявили: у тебя же игранная роль, что ты нам головы дуришь?

Лия Ахеджакова и Вениамин Панов
(вспоминая совместную работу и дружбу
с родителями Лии Меджидовны)

В третий раз Панов встретился с Гамлетом в театре города Томск-7.

Может, потому и везло с этой знаменитой ролью, что вовсе не к ней он стремился. Он искал музыкальный театр…И в Томске-7 он наконец запел – в опереттах «Холопка», «Цирк зажигает огни», «Сильва», «Веселая вдова», в мюзикле «Моя прекрасная леди»…

– Сейчас вокал опять пришел в драму. Появляются мюзиклы, и это хорошо, интересно. Насколько объемнее делается спектакль! Я думаю, музыка уже не уйдет из театра – наоборот, будет проникать в него больше и больше. Правда, я, к сожалению, уже не пою…

Елизавета Гонопольская
26 марта 1998 г.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТОК И ТЕРНОВЫЙ ВЕНОК

Премия имени Г.И.Дьяконова-Дьяченкова будет вручена сегодня впервые – на торжественном вечере в честь 140-летия театра драмы и комедии. В этом театре работал когда-то Георгий Иванович.

По решению творческого коллектива «драмы» награжден Вениамин Панов. Символично, что Вениамин Данилович – товарищ Дьяконова. Когда-то вместе играли они на тюменской сцене, общие у них были роли и поклонницы.

Премия, которая станет ежегодной, учреждена тюменским отделением СТД. А спонсор, агентство воздушных сообщений «Тюмень» (директор Юрий Подлубный) дарит актеру заграничную поездку.

Михаил Сергеев
«Тюменские известия»
30 апреля 1999 г.

ПРИМИТЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!

Вениамин Данилович Панов еще в далекие пятидесятые годы работал в Тюменском областном театре драмы.

Работая в Орджоникидзе (Владикавказе), стал заслуженным артистом Северо-Осетинской АССР, в Грозненском русском драматическом – заслуженным артистом Чечено-Ингушской АССР. Война в Чечне, бомбежки, беспредел вынудили бросить все нажитое и вырваться в Россию. Вернулся в Тюмень. Вновь стал актером Государственного театра драмы и комедии… Здесь коллектив чествовал его в день семидесятилетия, здесь в Тюмени он отметил полувековой юбилей творческой деятельности. И здесь, наконец, в антракте очередного спектакля коллеги бросились поздравлять его с только что полученным с депешей из Кремля известием. Вениамину Даниловичу Панову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Вениамин Данилович на прогулке с правнучкой

Леонид Ткачук
«Возрождение»
№2(107) – 1998 г.

НАХЛЕБНИКИ
«Вся Россия – наш сад» (А.П.Чехов)

Бунт маленького человека – примета времени или вечная тема искусства?..

Русская литература, вышедшая из гоголевской «Шинели», не могла и не может не откликнуться на вопль маленького человека – «Зачем вы меня обижаете?!»

Социальное расслоение в современной России заставляет нынешних театральных режиссеров забросить в дальний угол оптимистические опусы соцреализа и смахнуть пыль с обложек старинных книг, воскрешающих грустное прошлое, которое становится для нас не менее грустным настоящим.

Итак, как мы подозреваем, бунт маленького человека – запоздалый, нелепый, смешной, несуразный, но искренний и живой всплеск проснувшегося чувства собственного достоинства – вот главный предмет творческого рассмотрения создателей спектакля «Нахлебник».

Открывая свой юбилейный 140-й сезон забытой тургеневской пьесой, областной театр драмы и комедии, кажется нам, вновь приподнял планку в чреде своих творческих рекордов.

Постановка Алексея Ларичева хороша даже тем, что удачно совмещает мелодраматическую занимательность и этнографическую достоверность с реалиями современной жизни, весьма далекой от сентиментальных изысков мыльных сериалов.

…Молодая богатая помещица Ольга Петровна (актриса Марина Слепнева – подлинное воплощение тургеневской девушки) приезжает из Петербурга в свое имение, чтобы провести здесь медовый месяц после счастливого замужества и навестить родительские могилы. И вдруг неожиданно узнает, что ее настоящий отец…жив.

Это престарелый обитатель барской усадьбы Василий Семенович Кузовкин (артист Вениамин Панов)…

…С молчаливого поощрения хозяина, гости начинают травить старика-нахлебника, который… кажется, навек смирился с шутовским своим положением. Но это только кажется. Взрыв произошел. Отцовская гордость взыграла или чувство человеческого достоинства проснулось, но оскорбленный Кузовкин в пылу гнева выдает тайну, которую носил в себе всю жизнь – Ольга Петровна, эта красавица, умница и ангел во плоти, является его дочерью…

(Панов в роли Кузовкина потрясает. Вот они – актеры старой закваски! Ей-богу, стоит еще раз посмотреть спектакль ради пановских монологов.)

…Дочь дает ему деньги, чтобы он мог выкупить, наконец, свое имение. Сбывается голубая мечта нахлебника!

НО почему же тогда уходит он прочь, оставляя заветный конверт на песке? Совсем непонятно...

«Почему же это непонятно?! – протестующе восклицает проницательный зритель. – Старик любил мать и любит дочь. Потому и живет в этом доме. И мечта об имении превратилась у него с годами в своеобразную отговорку. Видно, не все в этой жизни можно измерить рублями и десятинами земли».

Это уж точно! Но почему же тогда мы-то сейчас строим свои взаимоотношения по рублевой мерке? Объявили в стране рыночную эру – и прощайте все прочие человеческие ценности!

…А прошлое не уходит – оно живет в нас, оно – часть каждого, и освободиться от него нельзя. Рано или поздно замалчиваемое, игнорируемое прошлое объявит свое право на отцовство – поднимет бунт, робкий и неуклюжий или «бессмысленный и беспощадный». «Вся Россия – наш сад!» – воскликнул когда-то чеховский герой, и мы запоздало начинаем ощущать себя частицами этого сада, а не нахлебниками на ниве, взращенной нашими предками… И откупиться от своего отца, отделаться от него отступными ни Ольге Петровне, ни кому бы то ни было – не дано.

На страничку актера

   
Hosted by uCoz