Из пожелтевших страниц об Анатолии Бузинском.
Передо мной лежит
довольно объемная папка с вырезками из газет, переданная мне
заслуженным артистом Российской Федерации Анатолием Бузинским для
помещения информации на театральный сайт, что я и попытаюсь сделать…
Из брошюры – "В помощь краеведу"
Анатолий Сергеевич Бузинский
(к 50-летию со дня рождения)
"Любимец публики",
"блистательный Бузинский", "артист вновь показал свои незаурядные
возможности яркого комедийного дарования", – так писала пресса об
актере Тюменского театра драмы Анатолии Бузинском в бенефисном 1994
году.
В Тюмень Анатолий
приехал в 1978 году, да так в ней и остался. Именно здесь, в нашем
городе, он раскрылся как творческая и незаурядная личность. А.
Бузинский сыграл тогда приказчика Подхалюзина. Он до сих пор любит
эту роль из спектакля Островского "Банкрот". Как, впрочем, и роль
Д’Артаньяна из "Трех мушкетеров", Феди Мефистофеля из "Святого и
грешного", Мак-Мерфи из спектакля "А этот выпал из гнезда",
профессора Хиггинса из "Пигмалиона", барона де Сигоньяка из мюзикла
"Капитан Фракасс". За годы работы в Тюменском театре драмы и комедии
роли А. Бузинского в спектаклях "Загнанная лошадь" и "Самозванец"
могут претендовать на самые лучшие.
Актер "от Бога".
Танцует, поет, играет на гитаре, сам сочиняет песни (которые
известны не только в Тюмени и на Тюменском Севере, но и в других
городах России, Украины, Литвы, Беларуси), пишет стихи.
Разнохарактерный, обаятельный. Неутомим, балагур. Импровизатор
необыкновенный. На сцене выкладывается до пота, по-настоящему.
"Работать с ним – одно удовольствие". Таково мнение коллег о
партнере по спектаклям.
Анатолия Бузинского
много раз приглашали другие театры, и однажды он решил попробовать
счастья в г. Минске. Но вскоре вернулся в Тюмень.
Однажды одна
зрительница сказала: "Подкупает отдача актеров, искренность и
честность". Для меня ее слова стали как путеводитель. Зритель может
простить неточности в рисунке и то, что актер волнуется, но никогда
не простит халтуры" (А. Бузинский).
Вернемся в 1992-й год
О.Майская
Необычный ракурс.
Наш
папа – Дед Мороз,
но самый артистичный
В воздухе пока не
пахло апельсинами. Навстречу не попадались прохожие в обнимку с
колючими зелеными "фаворитками". Никто особенно не оберегал сумок и
авосек, опасаясь за сохранность хрупких стеклянных шаров. До Нового
года оставалось ровно неделя и один день.
Между тем хотелось
улыбаться всем подряд, жечь бенгальские свечи и кататься с
обледенелых гор. Удивительно? Ничуть. Просто я шла в гости к Деду
Морозу.
– Самому настоящему?
– предвижу я вопрос. Но ведь мы-то с вами знаем, что бородатые
старички с большими мешками – вовсе не старички и не улетают на
Северный полюс. Они водят автомобили, строят дома, делают операции
на сердце, предварительно сняв накладную бороду и искусственный
красный нос. И все же я шла к самому настоящему!
Во-первых, потому
что самому, пожалуй, популярному в городе, Во-вторых, потому что
профессиональному, так как артист Тюменского драмтеатра Анатолий
Бузинский (а речь именно о нем) работает "Дедом Морозом" уже
тринадцатый Новый год. Ровно столько, сколько живет в Тюмени.
Это значит – застать
его дома в предпраздничную неделю практически невозможно. Вот и в
мой приход дверь открывают две девочки – Маша и Тоня – дочки
Анатолия Сергеевича. Мне бы, наверное, следовало огорчиться такой
неудаче, но на пороге появляется обаятельная брюнетка с приветливым
взглядом и ласковым голосом. "Ирина Николаевна, супруга Деда
Мороза", – догадываюсь я.
Разговор очень
быстро становится непринужденным за чашкой прекрасного кофе.
Шестиклассница Маша вспоминает, как на елке в детском саду (по
приглашению родственницы Бузинских) она была Снегурочкой, а ее папа
– Дедом Морозом.
– А где еще папа был
Дедом Морозом? – спрашиваю у Маши.
– В
концертно-танцевальном зале, во Дворце пионеров, в театрах, в
драматическом и кукольном…
– … В Обь-Иртышском
речном пароходстве и на самых-самых разных праздничных вечерах и
утренниках, – добавляет Ирина Николаевна.
Оказалось, Новый год
– любимый праздник Бузинских, несмотря на отнимающие много времени
хлопоты. Почему? "Потому что елка, всем весело, дарят подарки", –
наперебой говорят девочки. А маленькой черноглазой Тоне очень
нравится рассказывать стихи на новогоднем празднике.
Может быть, это у
нее наследственное? И еще потому, что этот праздник – домашний. Как
здорово, когда с тобой – ощущение тишины, теплоты, уюта. Когда можно
укрыться от любых невзгод, отдохнуть и набраться сил.
Когда с тобой рядом
– близкие, любящие люди. У Бузинских это есть. Не зря же они
предпочитают встречать Новый год в тесном семейном кругу.
– Машенька, вы с
Тоней ходите на праздники, которые ведет ваш папа?
– Да, нам очень
нравится. И потому, что праздники, и потому, что папа – Дед Мороз. А
мама тоже один раз была Снегурочкой, хотя у нее очень темные волосы.
Ирина Николаевна по
профессии инженер-экономист. С Анатолием Сергеевичем познакомилась в
Свердловске, когда оба были еще студентами. Он – театрального, она –
медицинского института. (Окончив первый курс будущая невеста решила
сменить профессию и поступила в институт народного хозяйства).
– Наверное, нелегко
быть женой артиста?
– Вы знаете,
по-моему, Толи – это не совсем профессия. Скорее – потребность. Он
работает с таким энтузиазмом и удовольствием, что нельзя не
радоваться. А трудности? У кого их нет?
– Анатолий Сергеевич
– человек увлекающийся?
– Пожалуй, да.
Резная, деревянная с лаковым покрытием стенка в гостиной – его рук
дело. Здесь, на кухне – тоже. Еще Толя очень много читает, сейчас
сдает на права автомобилиста. (И это в предновогодние дни, когда у
Деда Мороза – Бузинского каждая минута на счету!).
Наконец задаю
вопрос, который, признаюсь, лично меня интересовал больше других.
– Мы привыкли ждать
от Деда Мороза подарков (не зря ведь у него такой большой мешок!).
Но давайте на минуту представим, что в новогоднюю ночь возможно все:
исполняются сокровенные желания, происходят самые неожиданные вещи.
Учитывая это обстоятельство, какой подарок хотели бы получить Дед
Мороз и его семья?
Детей пока
привлекали игрушки. Ирина Николаевна лелеет мечту дать дочкам
образование в заграничном колледже. Не потому, что – заграничном, а
потому, что всем нам известно несовершенство отечественного
образования. Что до Анатолия Сергеевича…
– Мне кажется, я
догадываюсь, – заговорщицки улыбается Ирина Николаевна. У каждого
артиста есть роль к которой более всего лежит душа. Для Толи она еще
впереди…
Представляете? Деду
Морозу – Бузинскому очень хотелось бы сыграть Остапа Бендера. Но
ведь на носу 1993-й, год Петуха, год Юпитера. Новогодняя ночь – ночь
чудес. Часы бьют двенадцать. Желание загадано. Следовательно,
возможно его исполнение, ибо… (кажется, так поступал великий
комбинатор, когда не умел закончить фразу)…
Март 1994-й года
Сергей Белозерских
Бенефис в награду публике
Его знают. А кто не
знает, тот глубоко не прав. С ним не соскучишься. Балагур отменный.
Поет – завораживает. Любую роль играет с подлинным вдохновением.
Герой-любовник, героический романтик и, в конце концов, а может, и
прежде всего – комик. Фантазия актера Анатолия Бузинского, склонного
к гротеску и буффонаде, неистощима. Его пристрастиям к хохмам,
трюкам и розыгрышам легко угадываются и вне сцены.
…Ташкент. Гостиница
"Россия". Июль. Полным ходом идут строительно-монтажные работы, в
том числе проводится отопление. Рабочие ходят по номерам и, не
обращая внимания на постояльцев, долбят стены и перекрытия,
громогласно переговариваясь между собой, вбивают из строительных
пистолетов мощные гаозди-дюпеля, разносят радиаторы. Когда двое
работяг затаскивали батарею в номер Бузинского, хозяин обратился к
ним с разъяснением-советом: «Ребята, эта штуковина ведь для тепла,
так? Чтоб зимой греться можно было?». Ребята утвердительно кивают.
«Так что же вы ее в комнате оставили?! На балкон ее вынесите, да на
солнышко-то на самый солнцепек уложите. Она, штуковина эта, за лето
нагреется, а зимой и начнет тепло обратно отдавать. Железяка ведь».
Ну что тут дальше рассказывать? Мужички, основательно пораскинули
мозгами, …. так ведь и сделали!
Самое
привлекательное в актере Бузинском – верность собственной
эксцентрической природе. Импровизация, свободная игра в рамках
заданной роли, способность самовыражения и искренность переросли,
можно сказать, из свойства индивидуального характера в элементы
художественного метода. Вокальные данные, владение гитарой, умение
эффектно пользоваться приемами фехтования сделали его героев
лирико-романтического плана (Д’Артаньян, Барон де Сигоньяк, он же
Капитан Фракасс) запоминающимися, точно соответствующими требованиям
жанра. При этом актер, как мастер традиционного русского театра,
дополнил характеры персонажей психологическими разработками.
назад далее