Анатолий БУЗИНСКИЙ
Автобиография!
Я, Бузинский
Анатолий Сергеевич, родился в 1954 году, 9 марта в городе
Каменск-Уральский, Свердловской области. Мать моя, урожденная
Грешкевич Евгения Константиновна, родилась в Гродненской области. Во
время наступления Красной Армии в 1944 году была эвакуирована на
Урал, так как к тому времени осталась сиротой. Волею судеб оказался
на Урале и будущий мой отец, хотя родом он из здешних мест – из
поселка Войновка. Подлинная фамилия отца – Бузинских Сергей
Петрович, но когда я родился, папа служил на флоте, и мама
зарегистрировала меня не под сибирской фамилией Бузинских, а под
польской – Бузинский. Вот с этого недоразумения и началась моя
официальная жизнь.
Очень четко и ясно
помню и ясли и детсад, но особенно яркие события и впечатления
начались с первого класса средней школы №20 благодаря нашей первой
учительнице Клавдии Александровне Журавлевой. Она как-то выделяла
меня из всего класса, и стал я штатным артистом школы. Были конечно
же и другие прекрасные ребята в классе - Ира Терентьева, Галя
Долгунова, Таня Лопатина, Лена Пунькаева, Сережа Пешкин, Женя
Метелев, но актерство, как профессию выбрал себе только я. И в
народный театр ДК УАЗа (Уральского Алюминиевого завода) привела меня
тоже К.А.Журавлева, это когда я уже учился в 9 классе. И в школе она
нас пестовала на протяжении всех десяти лет, ставила с нами
драматические отрывки и даже целые пьесы. Конечно же были и другие
интересы, кроме театра – и увлечение борьбой, боксом, футболом,
волейболом, и даже чуть-чуть цирком, моделированием.
Влюбляться начал
очень рано, с детского сада, первая любовь – Надя Кинзарская… Потом
мы вместе с ней учились в одной школе, в параллельных классах,
можно себе представить, что это было. То свою любовь в сугроб
толкнем, то портфелем по голове, и только в 5-ом классе понимаем,
что лучше прокатить ее на велосипеде, на раме, соответственно.
Но вот в 7-ом классе
пора и за гитару браться, да вот только нет ее, родимой, просто
физически, да и купить негде, и жили более чем скромно… Однако уже
в 9-ом классе у меня была гитара и моторный велосипед, а в подвале
– мы мышцы качали, за что нас грешных милиция нещадно гоняла,
сообщала в школу и даже в народный театр.
Заниматься
по-настоящему было негде, жили мы в коммунальной квартире, комната
14 метров на 4 человек – мама с отцом, я и сестра! Зато
коммунальную нашу кухню я до сих пор вспоминаю с обожанием,
«университеты жизни» называю я ее. С большой любовью вспоминаю наш
двор, где все были дружны, старшие и младшие играли вместе.
Дом стоял на улице
Набережной, сразу за домом, через дорогу и по склону вниз – река
Исеть. Летом – купание, зимой – лыжи. Осенью – костры с печеной
картошкой, весной – тоже костры, но с обязательной гитарой!
Летом 1971 года
окончена школа! В театральное не поступал принципиально. Устроился
на Литейный завод. Сначала – ученик токаря-расточника, потом уже
самостоятельная работа. Весной – точнее 10 мая 1972 года – призыв
в Советскую Армию. Тогда это было очень почетно и достойно. В армии,
конечно же, помогли и спортивные секции, и жизнь летом на все три
смены в пионерлагерях, и театральная студия, и самое главное -
любознательность. Ведь все новое, интересное. И полугодовую учебку
в Переславле-Залесском, и службу в ракетных войсках связи
стратегического назначения в г. Оренбурге вспоминаю с гордостью и
добротой.
В мае 1974 года
демобилизовался из доблестных рядов Советской Армии в чине старшего
сержанта запаса.
Лето проработал
пионервожатым в лагере, чтоб не сидеть на шее у родителей, а во
второй половине августа поехал поступать в г. Свердловск
(Екатеринбург) в театральное училище. Курс тогда набирал Заслуженный
артист Азербайджанской ССР Евгений Николаевич Агуров. По тем
временам это было очень важно: каков мастер – таков и ученик!
При поступлении
сначала оробел, не от вида приемной комиссии, опыт «выступления» у
меня, хоть какой-никакой, а был, а вот абитуриентов «поступающих
рой» меня смутил до невозможности, особенно всех смущала особая
группа, «театральная элита» что ли, которая все про театр уже знала.
Поступала эта группа в Москве и Питере, и даже как-бы уже устали от
этой экзаменационной суеты! На нас, обычных, они смотрели даже с
каким-то сожалением! Но как ни странно, это мне тогда так казалось,
они такие талантливые и одаренные не прошли даже до второго тура.
И вот с 1974 по 1978
год – учеба в театральном училище. И были обязательные колхозы в
сентябре, волнительные сессии, студенческие пирушки, потасовки
молодецкие, разгрузка вагонов, работа сторожем в столовой,
капустники на вечерах отдыха, ну и конечно влюбленность,
влюбленность – и вдруг настоящая Любовь. Короче, 15 апреля 1977
года мы сочетались браком с Троян Ириной Николаевной, которая
естественно стала Бузинской!
Обычно студенты
других ВУЗов пишут дипломные работы, а вот театральные студенты-
выпускники играют дипломные спектакли, и подчас не хуже
профессиональных.
Я обязательно должен
отметить, что в училище нас не только хорошо обучали по своим
предметам педагоги, но и искренне ЛЮБИЛИ. Говорю только о своем
курсе, про другие судить не берусь. Курс был на самом деле очень
яркий, самобытный, в общем «что скажешь? Агуровцы!» Это не ради
бахвальства, эта фраза летела рефреном нам в след, и по хорошему
поводу и по дурному! Скучать мы не давали ни себе, ни окружающим. И
самое главное – мы успели от нашего мастера, «Деда», как мы его
называли, Евгения Николаевича Агурова усвоить, заполучить школу
актерского мастерства! Вернее только ее основы, ну тут уж - кто
сколько с собой унес.
И вот с этим
небольшим багажом распределили меня в театр г. Ирбита, где
проработал я, правда, всего-то три с половиной месяца, с апреля до
середины лета 1978 года. Правда сыграл я там пять весомых ролей
(повезло новичку).
Спектакль «Тревога»
– учитель Криница, «Интервью в Буэнос Айросе» – Пабло, даже пел
песню Виктора Хаара под гитару, «Дуэнья» – роль Тернандо,
«Характеры» – Тимофей Худяков, и в сказке «Катя и чудеса» – роль
Лешего.
Труппа театра мне
понравилась, как и само старинное здание театра, но сам город
страшно угнетал.
С небольшим, но все
же скандалом я забрал документы и после показа пред светла очи
Калугина Александра Кузьмича – директор театра, и Плавинского
Евгения Анатольевича – главный режиссер театра, я с 1 октября 1978
года был зачислен актером в труппу Тюменского областного
драматического театра.
Первый мой сезон был
очень урожайным… Начал я с роли Бабы-Яги в сказке «Василиса
прекрасная». Но весомый дебют – это, конечно же, роль Д’Артаньяна в
спектакле «Три мушкетера» – режиссер М.Новиков, музыка к песням –
Михаила Марковича Бирмана! И какая музыка!!! Мы тогда принимали то,
что для нас творит, сочиняет музыку великий композитор, как событие
вполне рядовое, обычное… А какой человек он был !
Потом сразу две роли
в сказке новогодней «Как аукнется» – режиссер Чулков Сергей
Анатольевич, который по сути дел стал моим «крестным отцом» на
театральной сцене. Он дал мне в сказке сразу две роли; Лешего и
Ивана Богатыря! После сразу доверил роль Лазаря Подхалюзина в
спектакле «Банкрот» и роль Феди Мефистофеля в спектакле «Святой и
Грешный». Были вводы в спектакли «Ричард III»
и «Все начинается с любви». 1980 год подарил встречу с прекрасным
питерским режиссером Александром Шпилевым. В его спектакле
«Загнанная лошадь» Франсуазы Саган сыграл роль Бертрана, говорят –
не без фантазии и вдохновения, по крайней мере играл азартно и
всегда с подъемом, так как на второй день премьеры этого спектакля
моя жена Иринка подарила мне первую дочку Машеньку! На праздновании
рождения дочери в однокомнатной квартире собралось более 20 человек,
и ничего, все втиснулись. Вещи, правда, складывали в ванну,
одежда-то зимняя, а на дворе декабрь!
После еще одного
успешного спектакля «Квадратура круга» на меня наконец-то обратил
внимание сам главный режиссер театра Е.А.Плавинский и дал нам на
пару с Борисом Горнштейном главную роль в комедии Рацера и
Константинова «Проделки долгожителя». Спектакль и в самом деле
оказался «долгожителем» – прошел более 250 раз. Это для
провинциального театра рекорд. Спектакль «Самозванец» Л.Корсунского
в постановке А.Шпилевого прошел более 150 раз, спектакль «Блез» в
постановке Р.Нагорничных – более 100 раз. В спектакле «Ивушка
неплакучая» я, вводясь то за одного то за другого актера, сыграл аж
пять ролей. Я специально не даю оценки спектаклям, просто вспоминаю
те, которые очень дороги или оставили яркий след в памяти.
Были, конечно же, и
проходные спектакли, но были и такие с которыми, как с родными
людьми не хотелось расставаться. В пьесе по роману Кена Кизи «А этот
выпал из гнезда» или «Полет над гнездом кукушки» я играл роль Мак
Мерфа! Она нравилась, нравился спектакль и зрителю. В городе Сургуте
в середине мая играем этот спектакль. Заканчиваем гастроли
спектаклем «Завтрак с неизвестными», где я играю противного
зэка-беглеца. Подходит женщина и дарит мне букет сирени. «Это», –
говорит – «Вам за Мак Мерфи, просто я ждала, когда она у меня
расцветет в оранжерее!»
Это дорогого стоит!
И вот с середины 1987 года начал меня методично сманивать в город
Минск режиссер Диджионас Д.П., человек талантливый, но авантюрист. И
ведь сманил таки, даже роль Мак Мерфи не удержала.
В феврале 1988 года
я в Минске, в то время мода на кооперативные театры, антрепризы,
перестройка во всем. Большей частью деньги зарабатывал песнями под
гитару. Сам устроился в театр-студию Киноактера. Потом работал в
театре г. Жданов (Мариуполь), в г. Вильнюс, и почти полгода – в
родном городе Каменск-Уральский, нет не в театре, в трансагенстве
грузчиком. Почему? Деньги были очень нужны! Летом 1988 года родилась
вторая дочь Антонина. Пришлось вспомнить армейскую закалку и навыки
монтировщика; на летних гастролях многие актеры работали еще и
монтировщиками сцены! Еще и не каждого брали!
В сентябре 1989 года
вернулся в родные Пенаты, то бишь в Тюмень! В обойму репертуара
театра вошел спокойно, конечно же, благодаря деликатному приему
главного режиссера театра Александра Михайловича Цодикова. Жизнь в
театре складывалась вполне нормально. Были хорошие роли, были не
очень. Были музыкальные спектакли, спектакли «плаща и шпаги», это
такие как «Капитан Фракасс», «Чудеса пренебрежения».
«Капитан Фракасс»
поставил в то время главный режиссер нашего театра Леонид Титов, а
«Чудеса пренебрежения» – питерский молодой режиссер Сергей
Коромщиков. Владимир Здзиславович Коревицкий, директор театра, сумел
заманить к нам из Питера Воробьева Владимира Егоровича, который
прославился в кино своими постановками «Труффальдино из Бергамо»,
«Табачный капитан», «Остров сокровищ». У нас же он осуществил ряд
постановок, среди них «Ангелы в Париже», и незабвенная
«Мирандолина».
Один из лучших
спектаклей театра!
Многие роли, они как
вехи в творческой биографии. И одна из них, очень важная для меня –
это роль Франсуа Вийона в спектакле «Жажда над ручьем» – постановка
главного режиссера Ларичева Алексея Ивановича, пластика Соболя
Эдуарда, музыка Олега Яшина.
А какие прекрасные
партнеры работали и работают всегда со мной. Заслуженный артист
России Панов Вениамин Данилович, Заслуженный артист России Орел
Владимир Васильевич, Халезова Ирина Николаевна, ныне уже ушедшие от
нас Александр Дьяконов-Дьяченко, Заслуженный артист России Лелеп
Виктор Густавович. Стрилюк Танечка, Мансурова Наташа! Что поделать?
Жизнь не остановить, смерть – тем более! А ведь Санечка
Дьяконов-Дьяченко еще и композитор был талантливый, благодаря песне
и музыке, которую он написал к спектаклю «Дикарь» – эта мелодрама
имела такой долгий успех…
Конечно же, было
много спектаклей, о которых сейчас вспоминаешь с тоской и любовью, с
ноткой ностальгии. Это «Человек и джентльмен» Э. Филиппо,
«Пигмалион» Б.Шоу, «Виндзорские проказницы» В. Шекспира. Первые два
поставил режиссер из г. Новосибирска Валерий Кружков, а «спектакль
«Виндзорские проказницы» режиссер аж из самого «туманного Альбиона»
г. Лондона, господин Аласдейр. Видимо любовь к актерам, к своей
профессии, к материалу, над которым приходится работать, и дают тот
результат, что из пьесы рождается «настоящий» спектакль.
Я благодарен судьбе,
что свела меня в работе с такими мастерами своего режиссерского
дела, «птицами высокого полета». Не могу обойти стороной такую
встречу в работе над спектаклем «Комедия в замке», как с Владимиром
Валентиновичем Меньшовым. Лауреат «Оскара» за фильм «Москва слезам
не верит», всенародно любимый фильм «Любовь и голуби», комедия
«Ширли-Мырли» вот какого известного киношного режиссера заполучил в
наш театр В.З. Коревицкий! И за это ему большое спасибо не только от
меня, но, надеюсь, и от моих коллег по сцене, кто работал в
спектакле В.В. Меньшова «Комедия в замке». Эта постановка в театре
для В.В. Меньшова была его дебютом, но какую высокую школу
актерского мастерства он преподал всем актерам во время репетиций,
вы бы только знали. Закачаешься!
Но только я не хочу,
чтобы подумали, будто жизнь – вечный праздник. Неудач намного
больше, чем успеха! Просто по роду профессии, мы люди публичные,
чаще других бываем на виду, поэтому раскисать себе никогда не
позволяем. Я не говорю за всех, но за большинство поручусь.
Наверное, главное в жизни, это уметь держать удар Судьбы.
В начале 1998 года
это случилось, мне пришлось уйти из театра. Жена не работает, я без
работы, на руках двое детей, но ничего. Обошлось. Всегда буду
благодарен Кларе Григорьевне Барбаловой, академику философских наук.
Взяла к себе на работу в институт международных отношений, где я
руководил почти 3 года театральной студией «Вояж».
Театр? Театр снился
каждую ночь. Старшая дочка Машенька уже поступила в институт, уже
вышла замуж, уже родила внучку Катеньку. В 2001 году, став дедом, я
вернулся в свой родной театр. Не покривлю душой, если скажу, что
приняли радушно. Потихоньку вхожу в репертуарную «обойму». Получил
за это время ряд хороших ролей, есть и главные.
«…Чума на оба ваши
дома» – главный режиссер Ларичев А.И.
«Провинциальные
анекдоты» – режиссер Орел В.В.
«Кин
IV» Г. Горин – главный режиссер Ларичев
А.И. и его же постановка
«SOS
или особо любящий таксист».
Была хорошая роль
Косме – слуги в спектакле «Дама – невидимка». К сожалению, прошел
спектакль всего два сезона. В сказках по настоящему нравится одна
единственная роль Волка в пьесе «Тук – тук, кто там?» Почему?
Наверное, потому, что в ней есть возможность творчески поозорничать!
Как-то играя с
внучкой Катенькой, я чего-то очень раздухарился. Она очень
пристально посмотрела на меня и глубокомысленно сказала: «Дедушка,
какой же ты у меня еще глупенький!» Хочу надеяться, что у меня еще
есть время впереди и я сумею, если не поумнеть, то перестать
казаться «глупеньким».
А дальше, «будем
посмотреть», как говорят в городе-побратиме Одессе!
назад