Гастроли 2000
(Москва)

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Елена Минакова
«Тюменские известия»
июнь 2000 года

«НАХЛЕБНИК» НА АРБАТЕ, или УКРОЩЕНИЕ СТОЛИЦЫ

Театр на чемоданах

Чемодан не закрывается. Угрожающе трещит по швам и бунтует от избытка чувств и эмоций, тревог и надежд, что решил захватить с собой в дальний путь наш тюменский артист. Для столицы – «нахлебник». По формулировке Юлия Кима – «железный солдат славной армии искусства».

Перед нами – все равно –
Что столица, что село.
Мы уверены в успехе
И, надев свои доспехи
Попадаем прямо в сердце,
Если есть у вас оно!

Так звучит дерзкий гимн кочующего актера. Так напутствуют – романтично и по донкихотски отважно – гастролеры Тюменского драматического театра. Дело нешуточное: спустя четверть века им выпало счастье вновь показаться в столице, да не где-нибудь на отшибе, а в самом центре Арбата, в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. В унисон московскому тополиному пуху, с легким сердцем, со 2-го по 15-е июня они выдают на гора семь спектаклей – золотой фонд театра: от драматургии Тургенева до итальянской комедии масок Гольдони…

Михаил Ульянов с группой тюменских актеров

Москва – современная, суматошная, нервная и припудренная, озабоченная только собственным лоском и собственной ролью – встречает гостей из глубинки с выразительным скепсисом. Чужие слезы ее не шокируют, улыбки – не конвертируются, искренность – не востребована, и есть опасения, что признания малоизвестного «уездного» городка из Сибири кому-то покажутся чересчур старомодными. Влюбить в себя москвичей очень сложно, почти невозможно…

Афишу тюменского театра рассматривают как музейную редкость: «Молодцы, что привезли к нам непростые спектакли: о жизни человеческого духа. Потому что московский зритель истосковался по подлинности. За таких авторов не стыдно было бы и столичному театру!» «Нахлебник» Тургенева, «Эквус» Питера Шеффера, «Одержимая любовью» Кроммелинка, «Продавец дождя» Ричарда Неша – большая палитра человеческих отношений, психологический, утонченный театр. Тем, стало быть, и интереснее… Лед московского скепсиса тронулся в первом же действии тургеневского «Нахлебника». Публика ахнула и ослепла от декораций усадьбы, роскоши умытого дождем сада – фантазий сценографа Алексея Паненкова. Осень в саду – гербарий воспоминаний, ностальгия по человеческому теплу и участию. В геометрии декораций – «отметки» роста…

Под своды амфитеатра уносятся хлесткие «Браво!». Не один отчаянный выкрик полупроснувшегося студента. А щедрая россыпь. Примета: раз кричат «Браво!» - значит понравилось. Нам кричали…

Впервые за последние шесть-семь лет Москва удостоилась полноценных гастролей провинциального театра… На пресс-конференции из уст москвичей так и прозвучало: «Надеемся, что тюменцы откроют новую страницу в истории и новые возможности для нашей театральной жизни». Ого! Авансы, как известно, отрабатывать труднее.

Михаил Ульянов, Вениамин Панов

За сутки до исторического начала в «голубом» зале, под неусыпным оком отцов-основателей – Вахтангова, Симонова и Щукина – состоялась пресс-конференция для перьев столицы. Откликнулись, как это ни удивительно, «киты», а не «акулы»: столичные газеты… журналы… центральные издания… а так же радиостанции «Европа-плюс», «Эхо Москвы» и «Свобода». Факт для нас особенно лестный: впервые тюменцы получили возможность именовать в числе генеральных информационных спонсоров российскую телекомпанию «Культура»…

С ролью «приводного ремня» блестяще справлялась в течение двух с лишним месяцев заместитель директора Лариса Гордиенко. И это при наличии явных дыр в кошельке, при отсутствии расходной статьи «На рекламу». Как ей это удавалось – одному Богу известно, и все же факт налицо: в сезон отпусков, в мертвый июнь, партер и ярусы амфитеатра были заполнены. Гастроли почтили своим вниманием лучшие критики: Валерий Городинский, Евгения Розанова и Ирина Мягкова… Поздравить артистов и публику пожелали чины высокого ранга… Вахтанговцы потеснились ради старейшего театра Сибири на целых полмесяца…

Штаны от Евгения Матвеева

Жизнь в театре – картонная. Деревья – искусственные, вино в бокалах – поддельное, слова любви срежессированные… Но слезы в театре… по-настоящему подлинные, поскольку пропущены они через сердце, оправданы повседневным служением Сцене. Цена актерской «бутафорской» слезинки непомерна.

Так, на едином дыхании, очень искренне, играет в «Нахлебнике» Вениамин Панов, заслуженный артист России, – за счет чего буквально вытягивает спектакль из плена традиционного московского скепсиса. Это ему рукоплещут и кричат драгоценные «Браво». Это ему несут хризантемы. А я, грешным делом, подумываю: играй он в столичном театре, на лучшей площадке, знала бы его вся страна.

Забавно смотреть, как по окончании действия, с умытыми лицами, хранящими следы недавнего грима, чуточку ошарашенные и бесконечно усталые, актеры выходят к своему зрителю – Панов и Марина Слепнева, Владимир Орел и Геннадий Баширов… Фуршет! Праздник по случаю объявления гастролей и встречи. Всеобщее ликование… Неожиданно слово просит Евгений Матвеев, народный артист СССР:

– Родные мои… я восторгаюсь вами! Москва – очень жестокий город, и вы могли бы попасть в эти жернова. Но вы не побоялись приехать к нам со своим сердцем, с правдою чувств, за что вам от нас огромное спасибо. Я слежу за тюменским театром беспрестанно, поскольку это мое гнездо, из которого я вылетел. Это было в 46-м году, сразу после войны…

Евгений Матвеев, Вениамин Панов

С особой, братской, любовью Евгений Матвеев обнимает нашего Вениамина Панова. И слышит в ответ: «Я ваши штаны донашивал в театре».

Елизавета Ганопольская
«Московский комсомолец в Тюмени»
22-29 июня 2000 года.

ЕХАЛ-ЕХАЛ И ПРИЕХАЛ

Завершились московские гастроли Тюменского театра драмы и комедии. По отзывам, они прошли успешно. Публика аплодировала, критики доброжелательно кивали... По возвращении труппы на родину я встретилась с двумя актерами ТГТДиК, заслуженными артистами России Вениамином Пановым и Владимиром Орлом. Они были в столице от и до, играли в пяти спектаклях из семи, открывали гастроли «Нахлебником» и закрывали «Мирандолиной». Если сложить впечатления оптимиста Панова и пессимиста Орла, а затем разделить пополам, получится близкая к реальности картина… В оценке зрительского приема они сошлись. Приятно удивлены тем, что зал театра им. Вахтангова не пустовал: партер полон каждый вечер, а под конец гастролей и верхние ярусы заполнились. Между прочим, мест там в полтора раза больше, чем в нашем театре…

И Панов, и Орел сказали, что на всех спектаклях чувствовали реакцию зала, более яркую и радостную, нежели в Тюмени. Сцену они покидали под гром аплодисментов. В последний день гастролей выходили на поклон раз двенадцать, и после спектакля едва вырвались из толпы новых поклонников… Но выше всех комплиментов, полученных от заядлых театралов и случайных зрителей, от критиков и столичных коллег, они поставили добрые слова гардеробщиц, вахтеров и контролеров театра им. Вахтангова: «Какой хороший у вас театр, какой замечательный репертуар! Приезжайте ещё».

Е.Матвеев, А.Ларичев, М.Ульянов, В.Панов

После «Нахлебника» к Вениамину Даниловичу, исполнителю заглавной роли, подошел Евгений Матвеев, работавший когда-то давно в нашем драмтеатре, похвалил и сказал, что спектакль натолкнул его на мысль снять фильм по этой тургеневской пьесе. Однако сердце подсказывает, что вряд ли он пригласит в этот фильм Вениамина Даниловича – опять сам сыграет. Панов с удовольствием повторил слова критиков о том, что наш ТГТДиК – первая ласточка: впервые за много лет столица увидела полноценные гастроли провинциального театра.

Кира Калинина
«Сибирский посад»
27 июня – 4 июля 2000 года.

МОСКВА СЛЕЗАМ ВЕРИТ… ЕСЛИ СЛЕЗЫ НАСТОЯЩИЕ

…А довольна ли осталась Москва? Представьте себе. Или лучше вспомните телеканал «Культура» – со сценами из спектаклей, интервью в гримерках и похвальным комментарием столичного корреспондента…

Прошли гастроли под патронажем губернатора, а значит при активном, в том числе и денежном содействии областной администрации, которая «просто поверила в нас», как сказал директор театра Владимир Коревицкий. Генеральным же спонсором выступила Тюменская нефтяная копания…

ВЛАДИМИР КОРЕВИЦКИЙ: – «Главное – гастроли прошли достойно. Наш Тюменский театр показал хороший уровень, его высоко оценили зрители… На закрытии гастролей прозвучала такая фраза: «Хорошо в этот мертвый сезон видеть полный зал живых зрителей».

СЕРГЕЙ САРЫЧЕВ, заместитель губернатора: – «Владимир Здзиславович сказал, что мы поверили… Это неправильно – мы всегда верили в наш театр, потому и послали его в Москву… Гастроли необходимы театру, его труппе – для дальнейшего творческого поиска, чтобы появились новые идеи, новые мысли. Для нас важна оценка со стороны.

Помните, во время проведения фестиваля «Золотой конек» в адрес театра были высказаны замечания: он-де стоит на месте, его спектакли не интересны… Но я читал некоторые отклики московской прессы, и там говорилось обратное – что этот театр не идет за конъюнктурой, а следует доброй классической традиции…

Нет, мы не думали, что затраты окажутся напрасными. Мы и впредь будем поддерживать гастрольные поездки, будем продолжать проведение театрального фестиваля. И главное, мы должны здесь, на месте, создавать для театра, для актеров достойные условия – тут предстоит сделать еще многое, будем стараться…»

АЛЕКСАНДР ШИШКИН, председатель областного комитета по культуре, от которого в принципе зависела вся судьба этого проекта: – «Нам порой бывает обидно слышать, что говоря о сибирских театральных городах, упоминают в основном Новосибирск и Омск. А Тюмени в этом пространстве как будто не существует. И мы были рады узнать, что, по оценкам серьезнейших искусствоведов Москвы, тюменский театр как раз занимает хорошую нишу современного классического театра. Это и обусловило удачу нашего театра в Москве».

В.К.: «Остропольская, завлит Вахтанговского театра, критик и человек очень известный в театральном мире, сказала о нас: «Из провинции приехал не провинциальный театр».

Получается, что все было здорово, просто распрекрасно. Но прессконференция – это тоже своего рода представление, когда хочется построже, поофициальнее и о хорошем… «За кулисами», в затемненном вестибюле, который был вместо курилки, оценки становятся резче, вспоминается разное. На вопрос, как принимали хозяева, вахтанговцы, Лариса Гордиенко ответила неожиданно: «Зло». Театр должен был отправиться на гастроли в Екатеринбург, но гастроли сорвались, коллектив остался в Москве, в отпуск еще не ушел, был тут же и смотрел, как заезжие провинциалы в мертвом июне, самом-самом плохом месяце, собирали зрителей больше, чем сами они в мае…

Спасало то, что тюменцы своих успехов дипломатично стеснялись, конфликтов избегали, держались скромно и доброжелательно, за что, собственно, и заработали комплимент «воспитанный театр». Это уже дома можно сказать: «Мы шли на подвиг… Это был запрограммированный подвиг, и он состоялся».

И московский снобизм никуда не делся – из Тюмени ждали «шимпанзе», а приехал… «настоящий русский театр», в котором все путем, по Станиславскому… И искусство, оказывается, все еще существует… И полноценные декорации. «Они привыкли, что на сцене два стула и веревка. И шли на два стула и веревку, а когда на «Нахлебнике» раздвинулся занавес и на сцене распустилась листва…» Вот тогда-то зал и захлопал, не успев еще услышать ни единой реплики.

А еще были полноценные костюмы, а не «халатики», и полноценные, поставленные голоса… «Они на сцене шепчут – перед ними по три микрофона стоит, а тут актриса говорит голосом, который слышно на последнем ряду». Критика же была «беспощадной» и, что хуже, не всегда аргументированной…

Может, гастроли и вдохновляющее дело, но очень тяжелое и нервное.

   
Hosted by uCoz