вход на сайт
немного истории
гастроли
премьеры
актеры
репертуар месяца
фестиваль "Золотой конек"
наши спонсоры
тюменское отделение СТД
литературная страничка
главная страничка
|
Наши в Челябинске
Вот несколько отзывов о нашем
театре...
К
НАМ ПРИЕХАЛ «REVISOR»…
НАЧАЛИСЬ ГАСТРОЛИ ТЮМЕНСКОГО ТЕАТРА
Ирина МОРГУЛЕС.
Чего только нет в
спектакле «Revisor»:
клоунада, пантомима, приемы
капустника и КВН, цитаты из «Лицедеев»
и «Маски-шоу», пародии, элементы
ярморочного балагана, акробатика,
мужской стриптиз, реп, дискотека на
сцене!.. Звучат «Очи черные», пара
танго, в том числе и «Кумпарсита»,
романс «Гори, гори, моя звезда»,
фольклорный «Заинька серенький», ода
Бетховена «К радости», французский
шансон и так далее и тому подобное.
Разностилье костюмов из театров
разных эпох и жанров. Театр решил, как
сказал его директор Владимир
Коревицкий на открытии гастролей, «похулиганить»,
и комедия Гоголя дает основания для
такой трактовки.
Великую комедию уж
как только не трактовали, она за 168
лет со времени появления на сцене в
каком только обличье не представала.
И – ничего, живет и радует зрителей
всех времен и народов, чьи театры
обращались к ней, неувядающим
совпадением с действительностью.
Острая сатира в любом месте и любом
времени находит мишени для, своих
стрел. Гоголь, он и в Африке, и в
Японии Гоголь, а уж у нас, на родной-то
почве, хоть смейся, хоть плачь…
Многие челябинцы
помнят озорной спектакль Театра юных
зрителей, поставленный Игорем
Перепелкиным со сценографией
Татьяны Сельвинской в жанре балагана
с лубочными мотивами, спектакль
стильный, на котором и молодая труппа,
и зрители вместе постигали непростые
законы театра.
Совсем недавно, в
феврале театр имени Вахтангова
привозил трагический в своей основе,
хоть и временами очень смешной
спектакль Римаса Туминаса, где плачь
по беспросветной судьбе России
обретал космические масштабы.
В театре можно все,
если дано понять, зачем.
В перенасыщенной
находками «Хронике города в двух
актах» тюменцев (постановка
московского режиссера Александра
Горбаня) проследить логику развития
зрелища не получается: фантазия у
режиссера богатая, но разумное
самоограничение не помешало бы.
Может быть, стало бы ясно, во имя чего
заварена эта крутая каша. Просто
добиваться хохота в зале чем только
можно, задача шоу типа «Аншлага», от
театрального спектакля принято
ждать определенности замысла и
стройности его воплощения. Можно
спорить о вкусах, но испортить кашу
маслом, если его слишком много, тоже,
вопреки поговорке, можно. Как раз
такой случай.
Каким предстал
Тюменский театр на открытии
гастролей? Безусловно сильная труппа,
большинство артистов в очень хорошей
физической форме, прекрасно
двигаются (пластика – Эдуарда Соболя).
Спектакль сыгран с таким
удовольствием, с такой молодой
энергией, что в какой-то мере это
снимает досаду от эклектичности,
китчевости постановки.
В театре есть
интересный сценограф Алексей
Паненков и хорошо работающие цеха:
декорации и костюмы задуманы и
выполнены отлично, хотя объяснить
появление именно такой сценографии в
этом спектакле тоже проблема.
«Revisor» – лишь начало гастролей
тюменцев. Есть смысл познакомиться с
театром, чья история приближается к
полутора векам, поглубже. Тем более
репертуар у них любопытный.
Влюбленные
города Ч.
Здравствуйте,
ставшие за эти мимолетные две недели
по-настоящему близкими и любимыми!
Как оказывается мало времени
необходимо для перехода из категории
«знакомые незнакомцы» в категорию
обожаемых и родных. Приятно
сознавать, что существуют еще вещи в
этом мире, способные удивлять и
оставлять свой оттиск где-то в
лабиринтах памяти, такие как «EQUUS»,
ставший настоящим откровением и
заставивший задуматься о
собственных «тараканах» и
музыкально-хореографические темы «REVIZORа»
как отдельный пункт обожания.
Спасибо всей труппе театра за ту
волшебную атмосферу праздника,
которую Вы щедро подарили всем нам,
имевшим честь присутствовать на
Ваших спектаклях, за часы безмерного
удовольствия и растворения в
прекрасном мире театрального
искусства.
Отзыв
Екатерины из Челябинска...
«Продавец
дождя»
Первое, что видит зритель – образ
мелькнувшего в окне мужчины. И никто
даже не догадывается, что именно он
окажется тем даром, который послал Бог в
семью старика Карри.
Непрерывная музыка в стиле «вестерн»
пробуждает и захватывает воображение.
Старый радиоприёмник в какой-то степени
олицетворяет жизнь героев: то играет, то
нет; то взлёты, то падения, которые
входят в дом с появлением Билла Старбака.
В спектакле, пожалуй, можно выделить лишь
одного «отрицательного» героя – Ноя.
Его отрицательность выражается не в том,
что он делает зло людям. Просто человек
обижен на жизнь, она чего-то ему недодала,
не удовлетворила его потребностям… И он
смирился, опустил руки, и старается
утихомирить попытки родственников
сопротивляться жизненным тяжбам. Ной
ушёл с головой в цифры, записи, книги.
Чувства для него – глупость.
Джим – наивный ребёнок, который
открывается каждому встречному, кто
скажет ему красивое слово или поиграет
глазками. В глазах мальчика – Сергея
Осинцева – горит озорной огонёк, от
которого веет добром, тягой к познанию
нового, тягой к жизни. Он весь мягкий,
пушистый. При первом взгляде на Джима
проникаешься любовью к нему и… жалостью.
У Сергея Осинцева сочетаются плавность,
некая размеренность в движениях и в то
же время эмоциональность его героя, что
создаёт яркое, приятное впечатление.
Х. – Карри - милый
старичок, который всегда за всех
переживает. Человек с огромным сердцем.
Ему не чуждо и чувство юмора. Бодрый, но в
то же время и печальный взгляд. Его
терзает чувство долга перед детьми.
Беспокоит то, что не смог устроить
наследникам счастливую жизнь.
Билл Старбак. Безусловно, герой,
производящий самое яркое впечатление.
Геннадию Баширову удалось создать тот
образ романтического героя, тот идеал, о
котором грезит вся прекрасная половина
человечества. Длинные светлые волосы,
пленительная улыбка, выразительный
взгляд… В каждом жесте, в каждой нотке
голоса ощущается чувство свободы,
полёта души. Светлая джинсовая одежда
олицетворяет дождь, воду, свободу…
Привлекает тайна, некая загадка в
действиях Старбака.
Лизи – девушка впечатлительная, чересчур
наивная и доверчивая. Слишком
неуверенна в себе, за что можно сказать
спасибо братцу Ною.
Файл – правильный, строгий, уверенный. У
Владимира Орла я ощутила некую остроту в
образе, которая во время сцен с Лизи
перетекает в смущённость. Сильный
мужчина, стесняющийся своих чувств,
ищущий успокоения во лжи. Костюмчик
Владимиру очень даже к лицу.
Томас – довольно-таки смутный герой. На
сколько я заметила, он пересекается лишь
с Файлом. У Геннадия Куцана получился
довольно типовой образ полицейского,
знакомый нам по фильмам.
На протяжении спектакля встречается
множество интересных моментов,
непонятные тоже имеются. К примеру, с
чего начинаются размышления Джима о
Земле (момент с яйцом)? Какая почва для
этого? Он ни с того, ни с сего начинает
философствовать. А может, несколько
другие эмоции нужны? А красная шапочка! К
чему это? Лично меня эта сцена ввела в
некоторое замешательство. У Лизи
постоянный трагизм в голосе, будто у неё
идёт непрерывный истерический запал.
Понравилась задумка с радиоприёмником,
который вносит своими неожиданными
включениями некоторую разрядку в
складывающихся ситуациях. Оригинально
звучит внутренний голос героев (только
вот почему он у Лизи мужской? А может за
неё говорит сам Всевышний!). Ничего не
могу с собой поделать, у меня этот голос
ассоциируется с голосом, который
озвучивает компьютерные игры (компании
«Бука»): тот же тембр, те же интонации.
Это придаёт некий комизм. Но в то же
время этот голос – мысль, обращение к
Богу, к себе. И ещё. Как я поняла, зона
комиссариата – край сцены. Так почему же
Томас выходит на улицу из участка через
дом многострадальной семьи? Да, а стул в
свете люстры – это что-то символизирует,
либо же просто красиво выглядит?
Хочется отметить Геннадия Баширова и
Сергея Осинцева Порой, во время
спектакля, ловила себя на мысли, что в
определённых моментах есть только Билл
Старбак, только Джимми. Они затмевают
остальных героев, до такой степени
приковывая к себе внимание.
Довольно необычно, что музыка звучит
непрерывно (практически) на протяжении
всего спектакля. Кульминационные
моменты выделяются: либо музыка
затихает, либо же наоборот – становится
громче. Юморные моменты также
выделяются забавными звуками. Рассказы
Старбака чудесно дополняет музыка,
рисующая в воображении яркие ассоциации.
Превосходная задумка показать дом в
перспективе. Мебель такая же ветхая,
неказистая, как судьба её владельцев.
На сцену из-за двери повалили клубы дыма.
Создаётся впечатление, будто это
грозовые тучи, вот-вот грянет дождь. Но
тут появляется Джим в пончо и с сигарой.
Если бы создать такой эффект туч за
несколько мгновений до того, как хлынула
вода, было бы просто великолепно.
В целом, спектакль интересен по сюжету, по
образам. Он заставляет задуматься над
своим отношением к родственникам, да,
пожалуй, и ко всем людям. Герои
произносят очень умные и ёмкие слова,
которые не остаются незамеченными
зрителем. Да вот, к примеру, беседа Х.-Карри
с Файлом в участке: «Смелый ты (Х.-Карри)
человек, если позволяешь говорить то,
что думаешь…». Просто невозможно
оставить без внимания реплику Старбака:
«Для меня не существует чужих…». А слова
Джима: «Против внутренней необходимости
устоять невозможно…»
Сидишь в зале и думаешь: «а ведь они
же правы…», «я бы никогда так не сделала…»…
Жизненный спектакль, который открывает
глаза на действительность. Это у
человека сроду заложена потребность
надеяться на случай, верить в кого-то или
во что-то. В «Продавце дождя» этим кем-то
и оказался Старбак. В него поверили,
может, это просто явилось следствием
безысходности, но ведь произошло же. А
может, это был сон…
Отзыв
Татьяны из Челябинска...
Начинается спектакль.
Гаснет свет. Доносятся мягкие звуки
музыки. Зал замолкает..
Все внимание
приковано к сцене, на которой показан
дом. В нем живет обычная семья: Отец
со своими сыновьями Ноем и Джими и
дочерью Лизи.
Спокойная
размеренная жизнь на маленькой ферме,
протекает медленно и угрюмо. И только
небольшие перессоры иногда возникают в
семье.
Солнце печет
просто не выносимо, гибнут посевы и скот.
Остается верить только в чудо, чтоб
Господь послал Дождь. И тут откуда не
возьмись появляется человек. Он
входит в дом и представляется Билом
Старбаком, продавцом дождя. С его
приходом меняется вся жизнь этой семьи.
Бил Старбак -
свободный человек, Господь наделил его
даром вызывать дождь. Бил
верит в то, что каждый человек может
быть счастлив, самое главное это вера в
себя в свои силы. Он возвращает Лизи к
жизни, доказывает ей что она красива, и
девушка начинает верить в это. Джимми
меняется и уже готов сам самостоятельно
принимать решения не слушая мнения
своего брата Ноя, который постоянно учит
его жизни.
Прекрасная притча над
смыслом которой стоит задуматься
каждому. Так как счастье оно оказывается
так близко, оно в нас самих, нужно только
в это поверить и тогда все получится.
Челябинск
у нас...
«Тюменская
область сегодня»
от 16 июня 2004 г.
Елизавета Ганопольская
РЕЖИССЕР
– ХОРОШО, А АКТЕРЫ ЛУЧШЕ
На
сцене Тюменского театра драмы и
комедии прошли гастроли Челябинского
академического театра драмы.
Первый
же спектакль гастрольной афиши «Правда
– хорошо, а счастье лучше» убедил
зрителей в том, что главное
достоинство Челябинского театра –
актеры. Виртуозно сыграны диалоги-поединки
старой купчихи Барабошевой (засл. арт
России Ольга Сафронова) с нянькой (Фаина
Охотникова) и сыном (нар. арт. России
Евгений Поплавский), правдивы
душевные метания вдовы Зыбкиной (засл.
арт. Марина Аничкова), не желающей
отдавать долг по векселю, злободневно
звучат поучения старого солдата
Грозного (Владислав Тимкин)
касательно того, как следует
обращаться с деньгами. Лишним
украшением показался хор сенных
девушек, но все неудачные решения, в
том числе сценографию и костюмы, легко
простить ради игры, ради превосходных
актерских работ.
Комедия
Островского – наиболее серьезное
название в гастрольной афише. Следом
челябинцы показали фантазию о
последних днях Наполеона на острове
Святой Елены «Адъютантша Его
Величества», уже знакомую тюменцам по
фестивалю «Золотой Конёк». Недостатки
драматургии, режиссуры,
художественного и музыкального
оформления вновь искупили игрой
Евгений Поплавский, Дмитрий Кугач,
Владислав Тимкин, Николай Ларионов (засл.
арт. России), а так же Александр
Гусенков (засл. арт. России), чей
губернатор Хадсон Лоу смешил публику
одним движением бровей.
На
пресс-конференции, устроенной
накануне гастролей в ТГТД и К,
челябинцы объяснили, что их театр
находится в трудном положении. Почти
год назад ушел из жизни режиссер Наум
Орлов, руководивший театром в течение
тридцати лет, теперь решение о новых
постановках принимается коллегиально,
но это не лучший вариант. Гости
повторили старую истину, что надо жить
настоящим и далеко в будущее не
заглядывать. В настоящем есть
спектакль «Чужой ребенок»
красноярского режиссера Владимира
Гурфинкеля (тюменская публика знает
его по спектаклю «Прекрасное
воскресенье для пикника»,
участвовавшему два года назад в «Золотом
Коньке»), который собрал
главные награды на ежегодном
челябинском фестивале, проводимом в
конце сезона. В Тюмень «Чужого ребенка»
не привезли, потому что невозможно
транспортировать, так сказать,
декорации: огромный бассейн на восемь
тонн. Так же по техническим причинам
тюменцы не увидели других успешных
спектаклей Челябинского
академического театра драмы, в том
числе постановку Наума Орлова «Чума
на оба ваши дома».
В
репертуаре Тюменского драмтеатра
тоже есть «Чума», еще несколько
названий дублируются, это пришлось
учесть организаторам обменных
гастролей. Тюменцы сейчас показывают
в Челябинске «Ревизора», «Продавца
дождя», «Черную панну», «Эквус», «Убийство
Гонзаго», «Одержимую любовью». На
проесс-конференции челябинцы
заверили, что их зритель – серьезный,
подготовленный, разборчивый и
доброжелательный. Последнее особенно
важно для тюменских актеров.
«Тюменский
курьер»
от 22 июня 2004 г.
Наталья Жаркевич
ДРАМА
НА ДВУХ ПЛОЩАДЯХ
…13 июня
наши земляки смотрели «Эти свободные
бабочки» – спектакль, которым
Челябинский академический театр
драмы изящно завершил гастроли в
Тюмени…
Думается,
для челябинского театра, осиротевшего
без своего художественного
руководителя Наума Орлова, умершего в
прошлом году, это были нелегкие
гастроли. Однако коллектив с 80-летней
историей выдержал проверку достойно.
«Надеемся, мы приехали не в последний
раз», – сказал расстроганный
руководитель театра Владимир
Филимонов, осыпанный цветами и
аплодисментами благодарной публики.
Еще бы, популярная бродвейская, уже
ставшая театральной классикой,
история Леонарда Герше, запущенная
Филимоновым в прошлом году на
отечественной сцене, уверенно
завоевала симпатии и тюменских
зрителей.
«Лирическая
комедия» – так определен жанр «Этих
свободных бабочек». Однако актерско-режиссерская
работа расширила его рамки до «драмы
становления» и даже «трагедии любви».
Крепкий актерский ансамбль «Денис
Кирш – Владлена Ивина – Наталья
Степанова» держался на нашей сцене
естественно и раскованно, как будто
выступал на родной площадке. Актерам
удалось самое главное – спектакль
дышал энергией молодости.
Пьеса
посвящена незабвенным семидесятым,
времени бунта молодых против чопорных
ценностей старших, которые они
стремились заменить собственными
ценностями любви и свободы. В
глобальный контекст вписывается
трогательное повествование о слепом
юноше, пытающемся начать
самостоятельную жизнь вопреки
назойливой маминой опеке. Денис Кирша,
играющий Дональда Бейкера, был
удивительно точен в роли слепого –
ему удалось сыграть не только
неуверенность движения человека,
считающего шаги от
постели до стола и холодильника, но и
необыкновенно развитое внутреннее
зрение. Именно благодаря этому дару
Дональду-Киршу удается разглядеть
нежную и ранимую душу девушки – своей
соседки по квартире, подобно бабочке
перелетающей из объятий в объятия.
Перед
глазами зрителя разворачиваются
метафоры слепоты и зрения, любви-одиночества
и любви-кабалы. Ни к чему не
обязывающая любовь к юноше героини
Владлены Ивиной Джил Теннер
сталкивается с суровыми критериями
любви-ответственности матери
Дональда миссис Бейкер. Удивительные
метаморфозы происходят на наших
глазах – мать разрушает и вновь
помогает выстроить сыну отношения с
любимой девушкой, Джил впервые
понимает, что настоящая свобода
заключается в настоящей любви, а
Дональд преодолевает комплексы
калеки и с успехом борется за свою
любовь.
Три
фактора – глубокая пьеса, точное
режиссерское прочтение и искренняя
актерская игра – вот рецепт
челябинского театра.
Фотографии наших новых
друзей...
|