…Как зажигаются
театральные звезды?
Нужно уникальное
сочетание обстоятельств, как у
Баширова. Можно родиться в крепком
старинном городе Чистополе в
Татарстане на берегу полноводной Камы,
учиться у хорошего преподавателя
литературы Нелли Бабенковой и сыграть
в далеком 1963 году, будучи
десятиклассником, конечно же, в
любительском спектакле по пьесе
Виктора Розова «В добрый час!», конечно
же, получить тем самым символическую
путевку в театральный мир.
Потом –
Казань, училище, трехлетняя работа в
знаменитом качаловском театре при
главном режиссере Евгении Простове.
…Им овладела,
наконец, охота к перемене мест. Лето 1974
года Баширов встретил будучи актером
русской драмы в Йошкар-Оле. По
странному зову судьбы очутился в
Москве – в надежде пообщаться с
Василием Макаровичем Шукшиным, многих
поразившим тогда своим романом и
сценарием фильма «Я пришел дать вам
волю».
Но жизненные
пути нашего мастера пересеклись с
тогдашним главным режиссером
тюменской драмы Евгением Плавинским. О,
этот патриарх знал, кого сманивал, но и
работой, и вниманием к быту
собственноручно принятых новичков не
обижал.
…19 лет на
тюменской сцене – с 1974 по 1993. 65(!) ролей.
Ничего, себе закалочка. Лишь внешне это
похоже на «сумбур вместо музыки».
Скорей всего весь этот коллаж пошел мне
на пользу. Я считаю его актерским
синтезом, расширением своих
возможностей. И то, что сейчас делает
наш театр, Коревицкий Ларичевым, мои
товарищи по сцене и жизни, не отменяет
пройденного. Тот театр был и останется
моим. Я вернулся другим в театр. И без
того театра я не смог бы работать в
новом художественном измерении,
увидеть другие берега.
Заслуженный
артист РСФСР
Г.В.Баширов.
Елена
Минакова
«Сибирский посад»
12
– 19 августа 1997 года.
…Лето,
август. Для актера провинциального
театра – самое начало каникул. Только
что труппа областного «драма»
вернулась с гастролей из Омска. Себя
показали, столицу театральной Сибири
посмотрели…
Заслуженный
артист России Геннадий Баширов не
выглядит уставшим... Театр как дом
родной, сцена как рабочее место, роль в
спектакле как второе «я»…
Как, вообще,
можно вообразить такое? Как перед
зрителем в театре выглядеть достаточно
правдивым без того, чтобы в жизни не «заиграться»?
В чем она – великая сила лицедейства?
Геннадий
Баширов – Почему интерес к театру
никогда не может угаснуть? Это ведь
прежде всего за счет интереса к
лицедейству. Это даже не интерес.
Скорее, склонности… Каждый человек…
все мы играем, начиная с младенческого
возраста…
Елена
Минакова – В таком случае, можно просто
не научиться быть самим собой.
Г.Б. – Человек
остается самим собой в экстремальной
ситуации, когда, как мне кажется, игра
неуместна… И тогда проявляется в
человеке главное…
Е.М. – В вашей
профессии тоже бывают экстремальные
ситуации?
Г.Б. – Да,
конечно. Хотя у нас явной борьбы,
конкуренции в обширном понимании нет…
Е.М. – Вы
чувствуете себя свободным?
Г.Б. – Да. Да.
Хотя, если разобраться, и профессия у
нас зависимая – от руководства театра,
которое выбирает репертуар, от бытовых
факторов…
Е.М. – Свобода в
творчестве? На сцене?
Г.Б. – После
перерыва, когда я вернулся в театр по
приглашению Алексея Ларичева, в
творчестве я чувствую себя совсем в
другом качестве. Хотя бы потому, что я
вернулся уже другим. Мне за этот период
отсутствия на сцене пришлось как бы
поразмыслить о смысле бытия…Главным
критерием оценки отношения к жизни, к
друзьям-товарищам теперь я считаю то,
что пропущено через себя. Если что-то не
получилось, не вышло так, как хотел, –
ищи причину в себе.
Е.М. – Вас не
коробит определение «провинциальный
актер»?
Г.Б. – Нет,
понятие «провинция» - очень
интеллигентное, емкое… Я вот часто
думаю: начинал с хорошего театра, с
Казанского академического имени
Василия Ивановича Качалова…Это же
Волга, театральная провинция в лучшем
смысле этого слова, со своими
традициями…
Е.М. – А на
тюменском фоне вы чувствуете себя
звездой?
Г.Б. – Чего нет,
того нет. Просто стараюсь исполнять
свое дело, порученное мне…И вообще, мне
кажется, что это ощущение свойственно
молодым. Либо это знак столичных
актеров… Мое амплуа еще мой мастер-педагог
определил. С огромным юмором был
человек, и сказал мне: я лирико-комедийный
актер… Я, как пришел в театр, играл в
музыкальных, лирических комедиях. Пели,
плясали, чего только не делали…
Е.М. – А вы
знаете, Феллини комедийных актеров
считал благодетелями человечества –
за то, что заставляют смеяться. А для
вас что важнее – рассмешить, заставить
плакать?
Г.Б. – И то, и другое одинаково трудно.
Потому что к этому надо прийти.
Между
съемками. Слева - Алексей Балабанов.
г.Тобольск, паром через Иртыш. 19
сентября 2001 г.
Сергей
Белозерских
«Сибирский посад»
20-27 января 1998 года.
«Аленом
Делоном называют его в Арабских
Эмиратах»
Во время
подготовки к бенефису Геннадия
Владимировича Баширова по случаю двух
юбилеев – 50-летия со дня рождения и 30-летия
творческой деятельности – вспомнился
ему один эпизод.
«…В
Объединенных Эмиратах многие арабы
тыкали в меня пальцем и говорили: «О,
Ален Делон!» Уж не знаю, из каких
соображений они это делали? Что им
навевало на ум это имя».
|
(Дружеский шарж
на юбилейном пригласительном
билете). |
Да, наверное,
потому что Геннадий Владимирович, по
оценке экспертов-женщин, красавец
мужчина. Всегда стройный, высокий,
подтянутый… Потому, что он
профессиональный герой-любовник. Есть
такое театральное амплуа… «Ему платят
деньги за любовные похождения, –
обвиняли юбиляра персонажи-актеры. –
Он женился многократно, и только один
раз по-настоящему! Где еще, в какой
стране за амурные победы можно
получить звание заслуженного артиста
государства? Под видом Петруччо
Катарину укротил… Как Дон Жуан Эльвиру
покорил. В образе Тартюфа Эльмиру
соблазнил. Под личиной д’Артаньяна
сердцем Констанции овладел. Под маской
Михаила Кошевого Дуняшку Мелехову с
ума свел. В характере Иоанна Грозного
семерых жен бросил. 66 ролей сыграл, и в
каждой заводил любовный роман».
Даже
персонажи-актрисы, ведущие праздничный
капустник, «взбунтовались», когда
перехватили очередное письмо-признание,
написанное юбиляром от лица Фальстафа
и обращенное ко всем дамам, леди, фрау,
мадемуазель…
…Двадцать
три года назад ныне заслуженный артист
Российской Федерации «казанской
выпечки» покорил Москву в ролях
молодых героев в тюменских спектаклях…
…Заслуженный
работник культуры России Рафаэль
Гольдберг отметил еще один талант
юбиляра. «Когда я работал на радио, то
твердо убедился, что голос Геннадия
Владимировича – это голос №1. Все что у
меня творилось в душе, выражал голос
актера Гены Баширова».
Елена
Минакова
«Шампанское от Фальстафа»
В пятницу в
Тюменский театр драмы шли только на
одно имя. На бенефис заслуженного
артиста России Геннадия Баширова!
…Никогда так
долго не длился театральный
вечер. После спектакля по Шекспиру «Виндзорские
проказницы», уже без декораций,
чествовали бенефицианта.
Признание
заслуг перед театром зрителем… Это –
как «персоналка» для художника,
которого не видели, как книжка для
писателя, которого не печатали. Можно
представить себе ощущение творческого
человека, артиста театра! Надо было
прожить полвека, чтобы впервые
почувствовать себя героем сцены – в «пользу
или в честь» которого дается спектакль.
О своих
ощущениях Геннадий Баширов рассказал
очень коротко, в антракте, торопливо
подправляя грим: «Вскрытие покажет…»
Сразу же после бенефиса, за юбилейной «пятидесятилетней»
вехой, станет ясно – действительно ли
все самые яркие роли в жизни и на сцене
уже сыграны?
…В пятницу
немногим зрителям удалось подсмотреть,
как в гримерке заслуженный артист
входит и выходит из образа… При этом он
заинтересованно спрашивал у
присутствующих: «Давали ли в антракте
шампанское? Говорили при этом, что
шампанское от Джона Фальстафа?»
Мне лично
такого не говорили. Ну и что? Те, кто
знает прекрасное «на вкус»,
почувствовали – что и шампанское
играет…
На страничку актера