"Он вечно
торчит на виду, как... Если у вас гости, он
немедленно выдвигается на передний план...
Если вы хотите остаться с женщиной
вдвоем, он будет стоять и наблюдать
происходящее. И даже когда начнется
интимное, он будет наблюдать за вами. У
вас постоянно чувство, будто он
насмехается над вами, его присутствие
делает любовный акт смешным..."
И
ВСЕГДА возникает чувство необходимого
одиночества. Рядом с НИМ.
В спектакле
звучит музыка И.Брамса, Р.Вагнера, Д.Диттерсдорфа, В.-А. Моцарта, Ф.Шуберта,
Горана Бреговича, симфо-группы "Apocalyptica".
Действующие лица и исполнители:
-
Контрабасист
– Владимир Орел
-
Примадонна
– Татьяна Телегина
-
Бетховен
– Андрей Волошенко
-
Моцарт
– Сергей Скобелев
-
Шуберт
– Андрей Лаптев
-
Вагнер
– Дмитрий Ефимов
ВЛАДИМИР
РОГАЧЕВ «Тюменский курьер» 25 декабря 2002 г.
МУЗЫКА
ВЫШЕ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА
Как это пели
еще в 1970-е – и только музыка, музыка,
музыка… На ее высокой и вдохновенно-ободряющей
ноте заканчивается очередной год
тюменской культуры. Такими
новогодними подарками стали премьера
в театре драмы и комедии по пьесе
германского литератора Патрика
Зюскинда и рождественский джазовый
фестиваль тюменской филармонии.
Однако вначале был «Контрабас»
ОРЕЛ И КОНТРАБАС
Это был не мой
спектакль, не моя эстетика сцены. И
даже главный художник театра драмы
Алексей Паненков на этот раз не
вскружил мне голову… И московский
режиссер-постановщик Александр
Горбань – из другой оперы…Только –
еще Гете, потом Пушкин, да и многие
гении – верно говорили: судите о
произведениях искусства по законам,
признанным их авторами.
И тем хорошо
наше непростое время, что есть
культурный плюрализм, есть
репертуарная политика театра,
практически представляющая в
последнее десятилетие различные
жанры и стили современного искусства.
Его ищущих творцов, многое, что
выражает новаторский дух сценических
решений ХХI века.
…В
парадоксальных одеждах модного «большого
стиля», в игровых застругах и
неофрейдистских комбинациях родился
еще один тюменский спектакль высокого
класса – дерзкий, колючий, подобный
заминированному нашими комплексами
страдающему полю одинокой души,
одинокого человека.
…Горбань
использует живучую поэтику
постмодернистского действа – коллаж,
реминисценции, смешение эпох и стилей,
мелоса и пластики, – чтобы вернуть
зачумленному виртуальным натиском
индивиду Веру в себя, в свое
назначение в мире, Надежду на
собственное достоинство и
состоятельность и утраченную Любовь.
Спектакль элитарный,
версия нашумевшей пьесы Зюскинда 20-летней
давности.
…Версия
тюменского «Контрабаса» поближе к
светлому началу человека. Разум
главного героя-музыканта, основной
инстинкт, рефлексия, сомнения
относительно собственной судьбы
спорят, конфликтуют, сражаются за душу
Контрабасиста на равных. В конце
концов всё и вся примиряют музыка и
любовь…
Спектакль в
одном действии оказался сущим
испытанием для одного из лидеров
труппы – заслуженного артиста РФ
Владимира Орла…
Полтора часа
Орел говорит и действует один. Этакий
гигантский монолог, когда надо
раздваиваться, растраиваться, менять
интонацию, заново переживать прошлое,
перевоплощаться в других людей,
обыгрывать вещь. Вести диалог с
любимой-надоевшей музыкой, любить-ненавидеть
свой контрабас…
Одинокий мир
героя с его метафорой –
звуконепроницаемой комнатой –
Паненков в декоре выстраивает как
экспрессивно задирающий нас симбиоз
огромного контрабаса с меньшими
собратьями. В их выемках спрятаны
бытовые вещи, оживают фантазии и сны
героя. По принципу музыкальной
пантомимы… героя окружают Примадонна
(артистка Татьяна Телегина), Моцарт (Сергей
Скобелев), Бетховен (Андрей Волошенко),
Шуберт Андрей Лаптев), Вагнер (Дмитрий
Ефимов).
Выразительный
и необычный ансамбль. Вовсе не подмога,
не тень Орла. Несомненная заслуга
Горбаня…
Магия, блеск
общения драматических актеров на
необычном языке значительно
усиливают образ главного героя. Не
только Орла – музыки… Вкус Горбаню и
его команде не изменяет.
В финале
занимается утомленное солнце надежды,
приник к контрабасу Орел –
вслушивается в немыслимые красотой
пассажи. Полные любви, понимания и
прощения, обнимают музыканта его
спутники – живи и люби!
В пластике Эдуард Соболь
опять превзошел себя.
Спектакль
идет без антракта
Владимир
Мефодьев.
«Аргуметы и факты» в Западной Сибири»
№52, 2001 г.
ВОКРУГ
КОНТРАБАСА…
Тюменский театр драмы и комедии
накануне Нового года выпустил
премьеру – спектакль «Контрабас» по
комедии немецкого писателя Патрика
Зюскинда в постановке режиссера
московского театра им. Вахтангова –
Александра Горбаня.
…Контрабас в спектакле – фигура
декоративная, и сценограф А.Паненков
удачно смонтировал одну сложную
декорацию разобранного на фрагменты
музыкального инструмента. На фоне
нотного стана жанрово раздвоенные
личности великих музыкантов в масках
клоунов…
Два жанра переплелись в постановке
режиссера – драматический, самый
глубокий, и пластическое шоу, в
котором хореограф Эдуард Соболь
предоставил исполнителям широкие
рамки для самовыражения.
Драматический пласт спектакля ведет
один солист-музыкант симфонического
оркестра. В исполнении заслуженного
артиста России Владимира Орла
контрабасист – одинокий человек 35-ти
лет, влюбленный в недосягаемую для
него примадонну оперы Сару (арт.Т.Телегина).
Кроме музыки, у него ничего нет в жизни.
Даже в его квартире хозяин не он, а
контрабас. Девиз нашего героя выражен
словами Гёте: «Музыка везде, она не
имеет границ. Она вечна и стоит так
высоко, что человеческий разум не
может дотянуться до нее». Ну и,
естественно, контрабас – это
центральный фундаментальный
инструмент! Хотя в иерархии оркестра
он почти самый последний, за ним
следуют только литавры.
Музыканту, чтобы извлечь из него звук,
надо работать до самоистязания… Вот
почему так часто прикладывается к
пиву наш герой. Выхода из замкнутого
круга этой иерархии музыкант не видит.
В обществе, например, можно еще
подняться на ступеньку выше, в
оркестре – никогда. Бунт нашего героя
– маленького человека – заключается
в том, что он хочет вызвать на «бис»
свою примадонну во время спектакля. А
что из этого получается, мы видим в
финале: со сломанной рукой музыкант
снова в своей квартире. Выхода
маленькому человеку в этой жизни нет!..
…Спектакль, конечно, сложен для
восприятия, неравнозначен
в составляющих его компонентах, но
интерес к нему нарастает по
восходящей - от мизансцены к
мизансцене, и в финале энергетика
этого феерического шоу зажигает
зрителя, наградившего артистов
заслуженными аплодисментами.
Добавим, что
приурочена премьера к бенефису
Владимира Васильевича Орла,
находящегося в самом расцвете
творческих сил.
|