-
Реджинальд
Пейджет - Вениамин Панов
-
Сессили Робсон -
Валентина Толмачова
-
Уилфред Бонд - Геннадий
Куцан,
Рюрик Нагорничных
-
Джин Хортон -
Анта Колиниченко
Владимир Рогачев
«Тюменский курьер» 14 октября 2003 г.
«КАПРИЗ ВОСКРЕШЕНИЯ»
ОТКРЫТИЕ НОВОГО
ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 2003-04 г.г.
…В нашем театре драмы и комедии… 10
октября открыли 146-й сезон
сентиментальной комедией по пьесе
популярного британца (два «Оскара»)
Рональда Харвуда «Квартет» в
постановке главного режиссера театра
Алексея Ларичева. Действие
разворачивается тоже 10 октября – в
день рождения бессмертного чародея
мелодий и раскаленных страстей
Джузеппе Верди (1813-1901). 190-летие
композитора Тюмень публично отметила
только на драматической сцене.
На пресс-конференцию
в день премьеры явились директор
ТГТДиК Владимир Коревицкий, Ларичев и
главный художник Алексей Паненков…
Осторожно о планах:
открывается сезон «Квартетом», на 14
ноября запланирована трагикомедия по
пьесе Александра Вампилова «Провинциальные
анекдоты» в постановке заслуженного
артиста РФ Владимира Орла. К новому
году Ларичев ставит сказку «13-я звезда».
И не только для детей – со взрослым
подтекстом.
Оптимизация, как
считают в ТДТДиК – сложная проблема,
активизированная в столице.
Государство все меньше поддерживает
социально-творческую сферу. Я понял
так: если бы не мешали бюрократические
рогатки, театры смогли бы
зарабатывать. Но может быть лишь одно:
или театр, или бизнес. Коревицкий
недавно был в Нью-Йорке, встречался с
ведущим продюсером Бродвея. Только
деньги, деньги, деньги… Мюзиклы,
мюзиклы, мюзиклы. Исполнители сильны,
но в игре – сплошь набор штампов. И
лишь на перифер ии города – с десяток
небольших театров, занятых искусством.
В России вытесняют
гордость отечественной культуры –
репертуарный театр, готовится
оформление смены форм собственности (играйте
и выживайте сами). Ларичев был краток:
мы все больше теряем человека,
человеческое в нем, отбрасываем
систему нравственных ценностей. «Моя
задача – все равно, как ни трудно,
возвращать человека человеку». После
потерь восстанавливаются «Продавец
дождя», «Убийство Гонзаго», не будет
лишь «Дорогой Памелы». «Гарольд и Мод»
будет. Мы отстаем в техническом
отношении. Современная техника света,
звука и материалы декора стоят дорого.
Другое дело, как это работает на
поэтику, идею спектакля».
Паненков видел в
московских театрах модные вещи с
машинерией, суперзвуком и светом, а
актеры не знают, что делают на сцене…
Сценографический
аскетизм «Квартета» – от замысла.
Лишь ряды и перекрестки из тонких
гнутых трубок стульев, напоминающих
венские. От громадных котурн до
детских стульчиков. Пустые кулисы и
задник оживляет лишь свет.
Символическая метафора прожитой
жизни. Личные ряды персонажей – от
бренного земного «сиденья» до
перехода в высокие духовные сферы…
18.33. Вечер 10 октября.
На сцене – скромное, без фанфар,
открытие 146-го сезона: трое в темном –
Коревицкий, Ларичев, председатель
областного комитета по культуре
Евгений Негинский. Наверное, пытаясь
заразить нас оптимизмом, Евгений
Семенович обыгрывает символику цифры
«10». Заключает, что наш славный театр
попадал и снова попадает в десятку.
И началось… «Квартет»
зрители приняли очень хорошо. Ушли
немногие, те, кто жаждал развлечений. А
тут сентиментальная комедия (?). Нет,
постепенное превращение персонажей –
вчерашних звезд оперной сцены, где
каждый по-своему переживает славное
былое в доме ветеранов сцены – в
творящий квартет. Тем более
впечатляющий после бренной бытовухи,
взаимных склок и обвинений в этой
сусально-золоченой клетке личной
несвободы. И только настоящее
искусство преодолевает призрачность
нашего существования на земле,
особенно горько переживаемого в
мудрое время зрелости. Говорят, «если
бы молодость знала, если бы старость
могла». Увы, у многих так. Но не у
настоящих героев нашего времени,
призывающих дух и магию Верди помочь
им преодолеть тоскливое умирание.
Людей – артистов жизни –
искусственно отделенных от
остального мира границами
старческого дома.
Где-то за сценой
носится бодрый коллега Седрик,
готовящий традиционный гала-концерт,
как сигнал: «Мы еще живы!». Некоторую
монотонность первого действия
разрывает приезд в дом суперпримы
Джин Хортон. Блестящая роль,
творческая победа заслуженной
артистки РФ Анты Колиниченко. Если в «Гарольд
и Мод» она изначально полна
жизнеблагодатной энергией и светом
души, воплощая молодость духа,
поддерживающего телесную крепость (вспомним
качели и стойку на голове), то в «Квартете»
замечательная актриса тонко лепит
куда более сложный образ – с
переходом от гнетущего разочарования
в бытии, капризных срывов до искрящего
красотой воскрешения в любимой музыке
Верди… Сложнейшую гамму переживаний
выстраивает Колиниченко, «играя» в
своем театре отношения с Реджинальдом
Пейджетом (заслуженный артист РФ
Вениамин Панов), великое odiet
amo («и
ненавижу, и люблю, и сам не знаю, почему
так мучаюсь…» Гай Валерий Катулл,
классик античного Рима). А герой
Панова знает и любит, и боится своей
капризно красивой Джины. И желание
повторить миг упоения красотой (и
славой) в квартете заставляет Реджи
вернуться в то время и через любовь
вернуть Джину – себе, друзьям,
спасительному искусству. Мягкость,
нежность и хрупкую интеллигентность
наш Панов переводит в силу
вдохновения, мастерски выстраивая
сложный рисунок роли.
Балагур, циник и
смешной повеса, гурман незабытых
наслаждений Уилфред Бонд органично
воссоздан артистом Геннадием Куцаном
(его Бонд и в клетке Дома остается
самим собой – душа звездной компании,
легко соглашающийся на концерт). И в
сцене выбора костюмов его комплименты
Джине не дают ей отступить. Именно
Куцан чаще других сидит на детских
стульчиках, ибо детское солнце памяти
помогает его герою не замкнуться в
себе.
С трудной ролью
Сессили Робсон хорошо справилась
артистка Валентина Толмачева. Безумие
ее героини – творческий прорыв в
запредельное. Все как всегда, все в
ожидании выхода на сцену, в ожидании
партнеров, которые должны «прилететь
из Карачи». Именно Робсон по
блаженному наитию выводит всех на
гала-концерт. Они на пороге
неизвестного – взлетят или упадут? И
провидение дарит им удивительное
воскрешение – квартет звучит
необыкновенно сильно. Как победа над
рутинно-старческим прозябанием, как
новый полет.
Знакомая команда
тюменских театральных новаторов –
Ларичев, Паненков, Эдуард Соболь (хореограф)
– опять отличилась. Ларичев увидел
сверхзадачу своего «Квартета» в
материализме. Редком ныне
художественном направлении, когда
реалистическая традиция усилена
символами, говорящими деталями,
фантастикой, сверхэнергиями мысли и
чувств.
Главный мотив такой
поэтики все время будоражит
восприятие. Музыкальные фразы из «Риголетто»
врываются в отношения героев, ведут их
к финальному единству. Отсюда и особая
игра света и тени, воссоздающая
прошлое.
А то неожиданно
упадет стул, недавно занятый Джиной. С
самого высокого стула-вышки герои
видят нечто таинственное, манящее.
Действие нарастает, реализуясь в
психомоторике актеров, в усложнении
психологических красок. Чистая,
высокая игра.
И награда всем
близким друзьям театра: спонсоры и
пресса унесли домой по шикарному
набору шоколадных конфет «Квартет» и
ТГТДиК. С фотографией любимцев в
костюмах из «Вишневого сада», «Ревизора»
и «Чумы». Гремучий коктейль в честь
бессмертного искусства сцены.