"Когда Богу будет угодно,
тогда и мне хорошо..."
В.А.Моцарт
Париж, 9 июня 1778 года
Светлана Клименко
«Тюменская область сегодня»
от 18 февраля 2005 г.
П Р О Т И В
О Р Е Ч И Я Т А Л А Н Т А
Тюменский драматический
театр снова готовит премьеру. Режиссер-постановщик из Москвы Александр
Горбань уже эпатировал тюменскую публику спектаклем «REVIZOR».
Очередной проект, осуществляемый под его руководством – это
музыкально-драматические версии жизни и смерти великого австрийского
композитора Моцарта.
Накануне премьеры
спектакля «Моцарт» Александр Горбань поделился с читателями газеты
«Тюменская область сегодня» своим видением неординарной личности,
сумевшей оказать влияние на человечество сквозь время и пространство.
– Задача этого проекта
– это приоткрыть завесу над несколькими загадками, связанными с судьбой
Моцарта. В нашем сознании устойчиво утвердилась версия Пушкина, по
которой Моцарта отравил Сальери. С одной стороны – восторг, с другой –
зависть. Изучая жизнь и творчество Сальери, узнаешь, что он был
капельмейстером Венской оперы, что его любимым развлечением были
сладости, что он помогал и финансами, и услугами многим людям, в том
числе и Моцарту. По тем временам Сальери считался великим.
Музыка Сальери очень
правильная, профессиональная. Она от ремесла. Музыка Моцарта – из
глубины души, светлая и стремительная, как будто напрямую связанная с
Богом. Старик Сальери писал долгими днями, а у пацана Моцарта музыка
рождалась на лету и по тем временам воспринималась как попса.
Моцарт на людях
блистателен, талантлив. Но когда человек много работает, отдает много
энергии, нежности, любви, он остается опустошенным и одиноким. Наверное,
не важно, кто отравил его. Любимая жена Констанция и все те, кто был
рядом, упустили момент, когда ему требовалась поддержка и забота. Никто
не пытался понять его душу.
У Моцарта был букет
болезней. Потеря детей, бесконечное безденежье, постоянные переезды… То,
что он был психопатом, известный факт: в порыве ярости он мог разбить
клавесин. Каждое письмо жене заканчивалось словами: «Господи, за что ты
мою душу истязаешь?»
Несмотря на то, что он
затрачивал на творчество уйму энергии, в музыке он отдыхал. Проживи
Моцарт еще десяток лет, сколько бы он написал! А может быть, Боженька
так распорядился, чтобы человек вовремя пришел и вовремя ушел. У гениев
настолько уплотнена жизнь, ускорено творчество, мысль, что за короткий
отрезок времени они успевают сделать многое. Его невозможно представить
старым.
Хотелось найти
театральный язык, который ненавязчиво рассказал бы о великом
одиночестве. В проекте мы представляем несколько версий. Как страницы
истории, они перелистываются на сцене. В спектакле мы пытаемся уплотнить
историю: можно увидеть Моцарта и пока он жив, и как он смотрит на
происходящее из потустороннего мира.
Хотелось сделать
спектакль, который был бы интересен молодежи. Чтобы тинейджеры,
студенты, работающая молодежь пришли, всмотрелись, вслушались и что-то
для себя поняли бы. Посмотрев «REVIZORа»,
молодежь покупала пьесу Гоголя, чтобы прочесть оригинал. Хотелось, чтобы
подобное случилось и после «Моцарта»
Роль Моцарта будет играть Дмитрий
Ефимов, Сальери – Владимир Орел. Получается своеобразная «месть»: если
помните, великий Орел играл Городничего. Мы надеемся не подвести
театралов, которые давно и преданно любят искусство. Постараемся
устроить для них настоящий театральный праздник.
Ирина Никитина
«Тюменская область сегодня»
от 4 марта 2005 г.
«З А П Я Т
Н А Й» И М Я С В О Е
П р е м ь е р а
Одетый в тяжелый,
расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как
того требовала мода, маленький ростом, худой и бледный, в шесть лет он
походил на волшебную куклу… По сути, он остался «волшебным» до самого
последнего дня своей аскетически развратной жизни. Вольфи! Так его звала
Констанция – всепрощающая и все понимающая жена. Вольфганг! Так его
звали «коллеги» – кучка злобных, завистливых музыкантов. О, бог Моцарт!
Так его величала публика – главный поклонник и главный палач…
Ему, «чуду
XVIII века» с удивительным талантом, гению,
чьи поступки приводили в ужас не только людей с улицы, но и самих
родных, злодею, совратившему не одну светскую львицу, свой очередной
спектакль на тюменских подмостках посвятил московский режиссер Александр
Горбань.
Если помните, в 2003
году Горбань отметился в областном центре «правдоподобной пародией» на
Гоголя. Спектакль «REVIZOR» до сих пор
называют одним из лучших за последние годы в репертуаре Тюменского
государственного драматического театра. Более того, он стал тем
необходимым «посылом», который подтолкнул тюменскую молодежь в книжные
магазины за лучшими произведениями солидных отечественных классиков.
Хочется надеяться, что
новинка Горбаня «Моцарт» по пьесе Валерия Стольникова (по настоянию
«родителей» спектакля название лучше произносить с паузой: а именно
Моц-Арт) в «соавторстве» со сценографом Алексеем Паненковым и
балетмейстером Эдуардом Соболем обратит внимание и молодежи, и почтенных
взрослых на судьбы и творчество музыкальных гениев. Дай Бог, чтобы со
временем эта премьера не переросла в обыкновенное «копание в корзине с
грязным бельем» (а-а-а-а-а-а, начнем победно сжимать кулачки, да
Моцарт-то, названный гением, оказывается, и пил, и жене изменял, и
деньги безбожно тратил, да он даже на похороны себе не отложил), а
действительно приобрела практическую значимость, стала «нравственным
ориентиром» для зрителей.
Ф и л о с
о ф и я о д н о й г е н и а л ь н о й ж и з н и
История мировой
знаменитости Вольфганга Амадея Моцарта оказалась слишком короткой: он
скончался на тридцать шестом году жизни. До сих пор люди спорят о том,
что стало причиной его смерти.
Из учебников помню, что
его отравил итальянский композитор Сальери (у Стольникова он помешан на
сладостях), до дрожи в коленках завидовавший светлой голове и легкой
музыке австрийского юнца. Кто-то полагает, что решающую роль сыграла
сестра жены Моцарта Алозия Ланге-Вебер. Кто-то пытается навесить вину
на масонов, якобы заждавшихся от Моцарта гениальной симфонии, кто-то –
на итальянскую разведку, заподозрившую мастера в правительственных
аферах. Все эти слухи, как бисер на леску, и нанизал Александр Горбань
на спектакль.
По сути, это
музыкально-драматическое действие (на основе смешения реального и
ирреального) стало вместилищем всех фактов и слухов, которые так или
иначе относятся к Моцарту (его играет любимец девушек Дмитрий Ефимов;
кстати, в «REVIZORе» Ефимов тоже является
«главным»). С одной стороны (если рассматривать спектакль как
журналистское произведение), это правильно: нельзя отдавать предпочтение
какой-то одной точке зрения, тем более, если ты не уверен, что она
единственно верная. С другой стороны, будет обидно, если в итоге
спектакль превратится в ту самую «корзину с грязным бельем».
Так вот, о фактах и
вымыслах. Их в премьере не счесть: задумавшись о своем, ты можешь и не
заметить, как повествование о кумире миллионов ведет уже другой герой.
Всем, всем на свете хочется ударить себя в грудь и сказать: «Да вы что,
я же с Вольфи на короткой ноге общался!» (да, такова боль всех
творческих людей). Кстати, практически все герои, за исключением вдовы
Моцарта Констанции и его сына Франца, живут не как люди, а как духи
(правда, их одежда от этого не потеряла сочных красок). Да и само
действие разворачивается на кладбище среди могильных плит под покровом
паутины (по замыслу режиссера в отдельные моменты главным героем
становится элемент декорации – паук – как предвестник забвения). С миром
реальным все эти Иосифы, Иоганны Пухберги, Готфриды Ван Свиттены и так
далее общаются при помощи мела и доски: пишут и опять стирают, пишут и
снова стирают…
Так и рождается вымысел,
который мы «съедаем» за милую душу. А не задумывались ли вы над тем, что
Моцарт как обыкновенный (не творческий!) человек мог умереть не по
причине заговоров и любовной мести, а просто от болезни, например, от
лихорадки (кстати, автор пьесы на это намекнул). Вот и задумаешься над
тем, а надо ли быть гением и жить в окружении «прокисшей» славы?
Н е з н а
к о м о е н о в а т о р с т в о
Особую благодарность от
первого потока поклонников премьерного спектакля спешу выразить
сценографу Алексею Паненкову. Этот страшный паук, нависший над сценой,
еще не раз заставит перекреститься особо эмоциональных зрителей. С его
цепких лапок духи людей, когда-то окружавших Моцарта, спешат сорвать
последнее напоминание о нем – нотные листы; в его цепкие лапки попадает
сам Моцарт (и, ухватившись за стальные прутья, Ефимов полетел над
сценой). В конце же спектакля паук превращается в маятник, не давая нам
забыть, что вечна одна лишь природа… А эти «разные уровни», играющие на
динамику! Благодаря гармоничному сочетанию маленьких и больших предметов
на сцене (как и актеров разного роста) создается впечатление, что
действие (о чудо!) живет во множестве плоскостей.
З н а к о
м о е н о в а т о р с т в о
В новом спектакле легко
угадывается стиль Александра Горбаня. Те же резкие срывы мелодии, те же
массовые сцены, тот же прием, когда актеры одновременно выступают в роли
декораторов (они то выстраивают в определенном порядке могильные плиты,
то превращают обеденный стол в подиум). Не обошлось и без элементов
стриптиза: ах, как Ефимов-Моцарт скатился по шесту!.. Не забывайте, что
все это лишь оболочка, красивая обертка от конфеты. А что внутри? Каков
«нравственный ориентир» этого спектакля? В чем счастье гения, надо ли
вообще стремиться к тому, чтобы вырастить из своего малыша мировую
знаменитость? Это предстоит определить вам самим. И уж если отыщете
истину, то тогда пусть берегутся книжные магазины.
…Говорят, что у сыновей
Моцарта не было детей, а Сальери закончил свои дни в клинике для
душевнобольных.