Добрый
день, уважаемые гости!
Рок-группа "BLACK
SABBATH"
Группа "Блэк Саббат" образовалась
в Бирмингеме, Великобритания,
в 1969 году. Исходный
состав: Тони Йомми (гитара, флейта),
Гизер Батлер (бас-гитара), Билл Уорд (ударные),
Оззи Осборн и (вокал, пиано).
В одной из школ города Бирмингема (Англия)
вместе учились Тони "Томми" Йомми
(1948), Терри "Гизер" Батлер (1949),
прозвище которого в переводе на
русский означает "Старушонка", и
Майкл Джон Осборн (1948). У последнего
тоже было свое прозвище: он обожал
сказку "Волшебник страны Озз",
всюду ее цитировал, и в качестве
будущего сценического псевдонима
получил производное от своей любимой
сказочной страны - "Оззи". Первые
двое были известны однокашникам как
большие фантазеры и мечтатели. "Старушонка"
увлекался чтением книг и "пособий"
по черной магии, сам
пытался ставить "опыты",
а Йомми ему "ассистировал".
Осборн поначалу не разделял
увлечений товарищей. В
общеобразовательном плане он учился
неважно и едва дотянул до аттестата.
Впрочем, попутно он успел
закончить школу музыкальную - по
классу фортепиано. Тем временем
бывшие одноклассники Оззи на волне
своей любви к оккультизму и мистике
стали сочинять стихи и музыку,
подобрали себе барабанщика (им
оказался Билл Уорд), позвали Оззи
подыгрывать на пиано, а тот решил и
запеть... Коллеги не обольщались
первыми вокальными пробами Осборна: данных у него поначалу, очевидно,
не хватало, но грубоватый голос
неплохо вписывался в мрачный,
тягучий стиль новой группы, и они
начали репетиции. Группу назвали "Редкая
порода", и было это в первые дни 1969
года. Через несколько месяцев
название переделали: "Земля"
Будущие "Black Sabbath" решили не
копировать своих предшественников
и "учителей"
"Лед Зеппелин"
и "Дип Перпл" и одними из первых
начали играть так называемый "тяжелый
блюз". Хотя сам Тони Йомми говорил:
"Мы не знали
как назвать
свою музыку - единственным нашим
желанием было играть ее и как можно
громче."
А когда вошедший во вкус Оззи написал
текст к песне "Новый Франкенштейн",
своей таинственной
темой как бы довершавший мистический
образ стиля группы,
название сменили в третий - и
последний раз. Уж оно - "Блэк Саббат" - в
точности соответствовало как
настроениям четверки, так и их
нарождавшемуся творческому кредо.
Итак, в 1969 году
они стали называться "Black Sabbath",
взяв для группы название
одноименного фильма. Этот же фильм
стал неплохой основой для нескольких
песен с нового альбома коллектива. В
принципе ничего революционного "Black
Sabbath" не предложили, но в отличие от
"Дип Перпл" и "Лед Зеппелин",
они решили избавиться в своих
песнях от различных "аранжементных"
добавок. Полностью
были исключены клавишные,
исчезли фольклорные напевы, никаких
любовных песенок, никакой ориентации
на шлягеры, способные войти в хит-парады.
Ужасы и оккультная тематика песен (автор
текстов, в
основном, Батлер) стали визитной
карточкой "Black Sabbath", которые
стали неожиданно очень популярными
среди студенческой молодежи.
На самом деле сверхужасного в их
песнях ничего не было - тексты песен
больше напоминали сказки для взрослых.
В начале 70-х годов "Black Sabbath"
зарекомендовали себя еще и как самая
громкая группа в мире,
и этот факт нашел свое место в
Книге рекордов Гиннеса (по тем
временам, конечно).
Однако кое-кому из
английских магиози
(читай - деятелей от магии) все это не
понравилось: Черная
суббота, Черный шабаш... В этом
слышалось кощунство.
В древности
суббота - день святой,
благочестивый, праздничный, а тут
такое название - разгул нечисти в
субботу!.. И один из
авторитетных магов публично
предостерег зарвавшихся юнцов:
в случае, если
они немедленно не переменят название
группы, их
сообщество применит все свои
магические силы, чтобы проклясть
еретиков. Интересно и страшно.
Что было делать? К этому времени
первая пластинка ансамбля в
качестве "пробного
шара" уже готовилась к выпуску
фирмой "НЕМС рекорде". Менять
название было поздновато, да и не
хотелось ломать столь искренне и
успешно созданный имидж.
Кому-то в голову пришла идея: все
проклятия подвластны дьяволу,
а значит, нужно
просто надеть кресты и не бояться
гнева "авторитета". Так и
поступили. С той поры кресты стали
неотъемлемыми атрибутами группы как в
одежде, так и
на сцене, и в
оформлении пластинок.
И было несколько странно видеть
Оззи, выступавшего от "лица"
Сатаны, например, в турне "Властелин
реального мира", с крестиком
на шее...
Впрочем, странно
это выглядит только с первого взгляда.
Тот, кто серьезно интересовался
творчеством "Блэк
Саббат", безусловно,
знает, что образ Зла,
разработанный Оззи и его коллегами,
выглядит не как призыв к насилию или
торжеству "темных
сил", но
как предупреждение. Итак, надев
кресты, они сохранили название. И не
ошиблись; вышедший
в январе 1970 года диск под общим
названием "Блэк Саббат" не
оставил им никаких шансов на
дальнейшее прозябание.
Слушатели приняли сказочную
группу сразу, и
дебютировавший состав попал на 16-е
место в
национальном хит-параде
Великобритании, как
раз рядом с "Лед Зеппелин".
Наступила эпоха прогрессивного хард-рока.
Более полно позиции "Блэк Саббат" проявились в
следующем альбоме
- "Параноид" (вышел в конце 1970).
Особенно четко выразить свое
отношение к истории,
равно как и к современности,
музыкантам удалось в заглавной
вещи диска
"Свиньи войны".
А сама песня "Параноид"
получила международное признание и
стала классикой. Это
позволило говорить и о признании в
авторитетных музыкальных кругах,
которые поначалу косились на колючую
группу, не
желающую как "все",
петь модные тогда песни
о любви и цветах... Мрачная тень
войны присутствует и в третьей
программе - "Властелин реального
мира", наиболее
глубокомысленной из четырех первых.
Дебютный "хет-трик"
продюсировал Роджер Бэйн; записанные
дома в Англии Тони Элломом все эти
альбомы стали "золотыми".
"Золото" по
количеству проданных копий получил и
следующий диск - "Том-4", впервые
записанный за океаном в лос-анджелесской
студии "Рекорд Плант"
Патриком Миханом (продюсер) и
Виком Смитом (звукорежиссер), хотя он
заметно уступал предыдущим работам,
прежде всего в аранжировке. Пятая же
работа "Блэк
Саббат" стала
абсолютно платиновой
в мире
потребителей рок-музыки.
Теперь статус "Блэк Саббат"
как супергруппы не смущал уже даже
самых взыскательных меломанов-интеллектуалов.
Если для первых четырех дисков было
характерным "нагнетание тяжести", вязкие и мрачные
гитарные риффы,
то в
"Субботнем кровавом шабаше"
(1973) творчество группы заиграло новыми
гранями. Здесь очень заметно влияние
традиционно классических элементов, средневековых мадригалов.
Хард-рок значительно смягчился
разнообразием клавишных,
акустической гитарой.
В 1975 году появились первые проблемы.
Альбомы "Торжество
техники" и
"Не унывай" не могли повторить
успех предыдущих пластинок, и часть
фанатов отвернулась от группы. Сам
Йомми объясняет это факт следующим
образом:
"...В те годы мы брали с собой на
концерты в качестве
разогревающих такие группы,
как "Ван Халлен" и "Аэросмит".
Они работали перед нами, и это сыграло
нам отрицательную роль.
Ребята пели о сексе, любви причем
их музыка была проще и доступнее,
как и тексты. Мы видели,
что с появлением конкурентов нас
ждет кризис, если
мы не создадим нечто новое. Кроме
этого во
время гастрольного турне неожиданно
ушел Оззи Осборн и встала проблема с
поисками вокалиста".
Очередной диск из-за конфликта с
менеджером вышел
лишь два
года спустя. "Саботаж"
(1975) подтвердил
возросший класс "Блэк Саббат" и
закрепил тенденцию сближения с
классикой. В этом шедевре
прослушивается превосходный хор и
даже симфонический оркестр.
Текстовая концепция в этой работе
еще оставалась прежней - мистика
плюс социальный
протест. А уже в следующем альбоме
"Торжество техники" изменилось
многое: группа еще выше шагнула вверх
и вышла за рамки созданного ею стиля в
сторону усложнения.
Партии органа впервые исполнил
человек "со стороны" - Джералд
Вудрафф, и он не подкачал.
Автор большинства композиций
Тони Йомми после этой работы был признан
лучшим хард-роковым гитаристом мира,
обогнав таких корифеев жанра как
Ритчи Блэкмор и Джимми Пейдж.
Музыка "Блэк Саббат" в "Торжестве
техники" предстала столь же
футуристичной,
как тексты:
из глубины
средневековья поэзия Оззи шагнула в
не менее таинственное будущее. Работа
1978 года "Забудь о смерти" (о жизни
летчика-исгребителя, на клавишных -
Дон Эйри, впоследствии - штатный органист
сольных проектов Оззи) получилась
менее яркой, но
еще более сложной и виртуозной,
чем предыдущая.
Появились многоструктурные, даже
джаз-роковые композиции, и...
новую работу не поняли или не
захотели понять. Слишком откровенным
был разрыв с прошлым, со стилем,
принесшим известность, уход в мир
синтезированных произведений.
И некоторые поклонники стали
отворачиваться от "Блэк Саббат".
В это же время уходит Осборн,
словно по примеру своих фанов не
согласный с новаторскими
экспериментами коллег. Он мечтает
возродить дух старого состава "Блэк
Саббат" под своим именем. Итак,
подлив масла в огонь кризиса, Осборн
уходит.
В это время
из группы
"Рэйнбоу"
освободился хороший певец Ронни
Джеймс Дио (1949), чтобы
подобно Осборну заняться сольными
проектами. Но когда Йомми,
Батлер и Уорд перехватили его и
предложили поработить в "Блэк
Саббат", Дио
тут же согласился. Ему давно нравился
стиль этой команды,
он увлекался, как
и Осборн средневековой поэзией и не
прочь был стать членом "Блэк Саббат"
на некоторое время.
Был найден новый
продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и
"Законы толпы"(1981) стали
фантастическими примерами
классического английского "хэви метал".
В следущем году состав группы стал
постоянно меняться,
и поклонники стали сомневаться: а
не набирает ли Йомми футбольную
команду? Нет нужды описывать все
изменения состава, достаточно лишь
сказать, что в нем успели побывать Йен
Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем
последовало фантастическое
выступление на фестивале "Life
End" в
первоначальном составе, который
продержался вместе лишь один день.
Договорившись таким образом с Дио,
музыканты пригласили
на место
клавишника Джеффа
Николса (ставшего
с тех пор постоянным органистом "Блэк
Саббат") и в начале 1979 года
засели в
студии города
Майами (Флорида, США) записывать
новую пластинку. Это
была та же "Критерия Стади", где
был записан эпохальный альбом "Торжество
техники", и, судя по
всему, музыканты
рассчитывали возвратиться к
музыкальным сюжетам прошлых лет.
Если продюсерами прошлых работ
"Блэк Саббат"
начиная с
1973 года
выступали в основном сами
музыканты, то
новый диск взялся вести знаменитый
Мартин Берч ("Дип Перпл", "Рэйнбоу"
"Уайтснейк", "Блю Ойстер
Калт", "Айрон
Мэйден" и др.) И вот в начале 1980 года вышла
пластинка обновленного состава под
названием "Небеса и
ад" (к
этому времени музыканты перебрались
из Англии
в Америку
Сан-Франциско, штаб-квартиру
разместив в Нью-Йорке).
Диск занял в США
63-е место,
что, учитывая выраженную коммерческую
направленность американского на
ционального хит-парада,
было в общем-то неплохо. Договор с
Дио решили продолжить, порекомендовав
ему глубже вжиться в стиль.
В новой работе ("Законы толпы", 1981, продюсер
и режиссер - Мартин Берч) музыкантам
"удалось" вернуться на уровень
сложности 1972 - 1973 годов.
Это был снова "старый добрый"
стиль. Диск
имел крупный успех, после чего "Блэк
Саббат" дали серию концертов из
ранних и поздних вещей,
вошедших в сборник "Живое зло"
(1982). Дио поет здесь как "свои"
вещи из двух последних альбомов
группы, так и
вещи, когда-то
спетые Оззи. Само собой, первые
звучали искреннее. В начале 1983 года на
волне успешных выступлений с "Блэк
Саббат" Дио прекращает свой
контракт с ними и,
наконец, в 34- летнем возрасте,
начинает сольную карьеру (естественно,
в стиле "Блэк Саббат" времен
Дио). Он
прихватил с собой и барабанщика Винни
Эпписа, сменившего в ансамбле в 1981
году заболевшего Билла Уорда.
Уорд вернулся в строй. Тем более,
что в "Блэк Саббат" уже
согласился петь
легендарный Иан Гиллан (1945,
заглавная ария в рок-опере "Иисус
Христос Суперзвезда",
"Дип Перпл",
соло), который в последние
годы также
обратился к мистике и "грозным"
мотивам. Диск
"Рожденный вновь" вышел в конце
1983 года. "Черному
Шабашу" вкупе
с продюсером Робином -
также Блэком по фамилии -
поразительно удалось собрать в этой
программе самые черные и мрачные ноты,
имевшиеся у них в арсенале.
Первая сторона получилась что
надо, согретая отличным дьявольским
хохотом Гиллана, но
вялую и невыразительную
в музыкальном
отношении сторону "Б" даже
Гиллану согреть не удалось. И наступил
настоящий кризис.
Гиллан тут же возвращается во
вновь собравшийся
"Дип Перпл",
в сердцах
хлопает дверью нездоровый,
но мужественный Уорд,
джентельменски прощается Батлер (позднее
он переберется к Оззи). Йомми остается
один. Все
карты "Блэк Саббат",
теперь изрядно потрепанные,
согласно авторским правам вернулись к
нему. И он
решает сохранить дорогое
название, связывающее
с юностью... К
счастью, рядом
остался Джефф Николс - клавишник,
пришедший в группу в 1979-м. Вместе
они начали подбирать
новых музыкантов. Для записи очередного альбома
были приняты: Дэйв
Спиц (бас-гитара), Эрик
Сингер (ударные) и Гленн
Хьюз (вокал, экс - "Дип Перпл").
Весь материал нового диска в том числе
стихи, был написан Йомми.
Программа получилась
самой мягкой
и лирической в творчестве "Блэк
Саббат", как
бы в противовес предыдущей.
"Седьмая звезда",
ознаменовавшая собой
третий этап
творческой жизни "Блэк Саббат",
с новыми "восточными"
мотивами, была
тепло встречена заскучавшими было и
тоже повзрослевшими поклонниками,
что, по-видимому, в немалой степени
вдохновило Йомми на создание очень
сильной и глубокой программы. "Вечный
памятник" (1987), записанный
с теми же инструменталистами, но с
новым певцом Тони Мартином,
чей вокальный диапазон сродни Дио,
занял второе место в хит-параде
Америки, вслед
за уж очень любимыми там "Кисс",
и седьмое в международной таблице
популярности журнала
"Метал-Хаммер". Это
крупнейший успех в сегодняшней рок-жизни,
когда конкуренция между
многочисленными ансамблями стала
неизмеримо выше, чем
в годы зарождения стиля.
Злоключения с составом продолжались.
В 1986 году удалось
записать пластинку "Седьмая Звезда",
но она осталась маловыразительной,
а из оригинального состава в
группе остался лишь Йомми. Наконец, в
1987 году в "Black Sabbath" был приглашен
Тони Мартин, с
чьей помощью был записан "Aternal Idol"
- вокал был просто идеален,
тем более, что
он был очень похож
на голос Дио. Взяв в состав еще и
ветерана рок-н-ролла на ударные,
они тотчас же записывают "Headless
Cross" - альбом, имеющий
очень высокие оценки критиков,
часть из которых вообще называют
его лучшим среди всех альбомов "Black
Sabbath".
В начале 1989
года вышел четырнадцатый по счету
программный альбом "Блэк Саббат"
под названием "Обезглавленный
крест". Несмотря
на то, что
эта работа
заняла в Британии девятое место,
она оказалась явно слабее
предыдущей. К
сожалению, постоянные
"вливания" музыкантов
из когорты Ричи Блэкмора,
ансамблю не всегда идут на пользу.
На сей раз соавтором (и сопродюсером)
Йомми стал новый ударник Кози Пауэлл
(экс - "Рэйнбоу").
Его талант как музыканта и
композитора не вызывает сомнений, но о мотивах "Рэйнбоу" пора
бы забыть, ибо они только "разбавляют"
торжественную музыку "Блэк Саббат",
внося в нее элемент коммерции. Бас-гитаристом
в студийном варианте "Обезглавленного
креста" был Лоуренс
Коттл из "Алан Парсонс Проджект",
но во время европейского турне
летом 1989 года этом месте работал уже
Нил Мюррей, который
десять лет до того работал в "Уайтснейк".
В течение 1989-1990 годов "Black Sabbath"
находились в турне,
концерты которого
проходили с аншлагами. Московские
концерты не были исключением.
Приглашаю на страничку
"Индивидуальная электронная
коммерция"
по адресу - www.interbiz.boom.ru
Для
связи, в конце каждой странички имеется
адрес моей электронной почты. Буду не
против почитать Ваши отзывы и в
гостевой книге.
Хорошей
критике буду только благодарен.
Уверен - через пару, другую лет
интернет будет
у большинства жителей нашей страны и
в частности - Тюмени.
С
уважением, Борис Панов.