Владимир Рогачев
«Тюменский курьер»
от 1 апреля 2003 г
«СОН
РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ
Облдрама
встретила праздник (Международный
день театра) премьерой по
бессмертному гоголевскому «Ревизору».
20 с половиной минут оваций, растерянно-счастливое
лицо режиссера Александра Горбаня –
успешного творца в московской
художественной элите. Можно сказать, и
тюменца. Хорошо идет его маскарадный «Вишневый
сад», эксцентричный «Контрабас».
Почти час
делились радостью творческой победы и
сопереживания зрители и директорат
ТГТДиК, актеры и друзья. По знаку
Горбаня красивые букеты полетели в
зал. Одна дама застыла в
нерешительности на лесенке, собираясь
подняться на сцену с корзиной
пламенных роз, но потом оставила ее
там, где чертяка-почтмейстер (великолепная
клоунада и тут же резкими мазками
схваченное нутро образа в исполнении
Сергея Скобелева) «запиликал» на
скрипке свою Ванессу Мей.
Сцена
из спектакля
Сразу же
отвечаю на два вопроса наших
читателей. Удачная афиша и надпись REVIZOR латиницей привлекают внимание.
По мысли Горбаня, мы забавляемся, и не
лучшими, игрушками атлантической
цивилизации, перенасытив язык шопами,
маркетами, дискаунтерами –
взаимовлияние культур.
Спрашивают
про лабардан. Это свежепросоленая
треска. Поморы на Мурмане готовят ее
прекрасно. Но когда ее привозят под
Саратов (действие у Гоголя идет в
соседней губернии), то затхлый
лабардан можно есть не в самые лучшие
дни. Зато уездному попечителю
богоугодных заведений Землянике (хорошо
ведет героя артист Алексей Иноземцев)
копеечка набегает – тухлятину за
первый сорт выдает.
Большой
хитрован Горбань не открыл нам жанр
своей версии пьесы. У Гоголя – комедия,
про которую сказано в «Авторской
исповеди»: «В «Ревизоре» я решился
собрать в одну кучу все дурное в
России…все несправедливости, какие
делаются…в тех случаях, где больше
всего требуется от человека
справедливости, и за одним разом
посмеяться над всем».
Комическая
игровая форма фарсового бурлеска,
избранная Горбанем, говорит об
уважении к классическому тексту.
Перечитайте. Основа сохранена, купюры
сделаны тактично. Актерские
импровизации (наш Хлестаков,
благодаря чиновников за службу,
обращается к залу – «И вас, господа!»)
уместны, лишний раз переводя ситуацию
в наше время.
Сцена
из спектакля - в центре городничий - В.
Орел.
Горбань
тоже собрал все дурное, «посоветовался»
с Гоголем и обнаружил родовую
стойкость родного безобразия в
текущем.
Создав
блестящий, увлеченный работой
актерский ансамбль, мастер нашел свою
оригинальную трактовку «Ревизора».
Устроил на сцене всероссийский
балаган с лохотроном, в который играют,
полагаясь на удачу, все слои уездного
города N,
чей герб, форменная одежда начальства
и «держиморд», купеческие махинации и
ленивая безответственность
простолюдинов напоминают зрителю и
сегодняшние родимые пятна
тоталитаризма, насилия и подавления
свободной творческой личности. Вот
почему в сценах, где ничтожество
полностью захватывает души
Хлестакова (завораживающая динамика
гротескного роста образа в исполнении
Дмитрия Ефимова) и городничего (горячая
экспрессивная мощь выразительности в
игре заслуженного артиста РФ
Владимира Орла), возникает видение
трагической фантасмагории.
«Мы все
глядим в Наполеоны» (Пушкин) и, доведя
себя до экстаза в мечтах о
бесконтрольной огромной власти,
Хлестаков в костюме императора
расстреливает уездный город. Дабы
никто не разоблачил его. Увы,
Хлестаковых сейчас хоть пруд пруди во
всех сферах. Вчерашние двоечники и
троечники, карьеристы, мздоимцы и
подхалимы даже не скрываются, попав во
власть, обеляются, любят, к примеру,
получать дипломы докторов наук.
Инфернальное
зло нарастает, городничий с семьей и
обслугой уже в Петербурге, облаченные
в одежды сановников египетских
фараонов, (то была эпоха жутких тайн и
жестокой власти). И шествует сквозь
зал в маске древнеегипетского бога
Анубиса жалкий вертопрах Хлестаков с
головой собаки, уже судья не людей, а
богов, властитель царства мертвых.
Символика спектакля ясна – будем так
жить – без совести и веры –
катастрофа неминуема. Правда, в
знаменитой немой сцене, известной в
сотнях вариантов, когда Горбань
находит свой – не Хлестаков обвел
героев, мы сами обмишурились, решив,
что столица опять сменила правила
игры – звучит голос, похожий на голос
действующего президента РФ. Пришел
час отвечать за содеянное?
Спектакль
вырастает до космических высот,
вечное взывает к нашему разуму –
встряхнуться, наконец, расчистить
ниву российской жизни от чудовищ. В
череде новых ритмов, рок-баллад,
народных римейков Ивана Купалы,
фольклора и танго, в безудержной удали
пластики (балетмейстер Эдуард Соболь
сотворил свое чудо!) и в неизбывной
тоске по справедливости и
совершенству завершился спектакль.
Все мы и есть вот такой народ в России,
других людей нет, и только нам менять
жизнь к лучшему.
Важный
мотив премьеры – унижение слабого по
принципу «я начальник – ты дурак». «Шалун»
Хлестаков расправляет бакенбарды
смотрителю училищ Хлопову (органичная
работа Андрея Черкашева), надевает ему
цилиндр – и вот мы уже с Пушкиным на
дружеской ноге.
Все актеры в
рамках неуемной фантазии Горбаня
работают умно и красиво и на первом и
на втором плане, и в эпизодах.
Запоминаются и восхищают дуэты: жена и
дочь городничего (Татьяна Пестова и
Наталья Коротченко), Пётры Ивановичи
Бобчинский и Добчинский (Андрей –
Волошенко и Лаптев), слуги (Татьяна
Стрилюк и Сергей Белозерских).
…Но вот
опять – тревожный знак: к толпе,
застывшей в ожидании «проклятого
инкогнито», выходят ожившие вдруг
отцы города прежних эпох (наши зубры –
Вилнис Пинтис, Геннадий Куцан,
Вениамин Панов, Рюрик Нагорничных).
Смотрят на город, смотрят на нас: «Э,
сказали мы с Петром Ивановичем, как
эта штука называется? Телевизор?
Взятку им получил, наследник? Ну
ничего не меняется на Руси!» А над ними
– серо-тяжелая громада стены,
расчерченной символами разных
российских эпох, резко открываются
окна и кувшиные рыла смеются нам в
лицо. Кричи. Скачи, дуй на реактивном
лайнере – никуда от нас не денешься,
вернешься в нынешний город N.
Сценограф
Алексей Паненков на этот раз сделал
акцент на костюмы героев. Ведь балаган,
по идее, вовсе не грубо-развлекательное
действо. В русской народной традиции
он – гуляние на ярмарке с комическим
представлением, высмеивающим пороки.
И «костюмный» декор премьеры оправдан.
Вот деталь – реализованная метафора
лермонтовской строки про шинели
голубые и покорный им народ. Синий
цвет издавна закрепился за охранкой.
Такой синтез удачно подкрепляет союз
классики и новаций современного
театра, в яркой зрелищной форме
открывающего двери в свое чистилище
душ.
Знаменательно,
что на премьере заслуженный артист РФ
Вениамин Панов, 50 лет назад
исполнявший на этой же сцене роль
почтмейстера, символически передал ее
молодому Скобелеву.
Ольга Зацепина.
«Городские будни»
от 28 марта 2003 года.
«R
E V I Z O R»
27 марта в
Тюменском государственном театре
драмы и комедии состоялась премьера
спектакля «REVIZOR»,
хроник города N
в 2-х актах. Режиссер – Александр
Горбань (г. Москва), сценография –
главный художник театра Алексей
Паненков, пластика – Эдуард Соболь,
балетмейстер ТГТиК.
Как пишут в
школьных учебниках литературы, сюжет
пьесы «Ревизор» Гоголю подсказал
Пушкин…
В «Замечаниях
для господ актеров, предваряющих
пьесу… даются рекомендации…
исполнителям ролей… обозначаются
типажи актеров и даже заходит речь о
костюмах. У Гоголя существует явная
оппозиция «толстые чиновники – худой
ревизор», но в спектакле «REVIZOR»
многих рекомендованных им ходов
просто нет… Гоголь пишет: «Больше
всего надо опасаться, чтобы не попасть
в карикатуру», - кажется, в тюменском
спектакле, наоборот, почти все
действующие лица карикатурны, но,
несмотря на это, они чаще всего
соответствуют рекомендациям автора,
более того, городничий (Владимир Орел)
и Хлестаков (Дмитрий Ефимов) попадают
в них на все 100%!
Городничий
не пропускает того, что само плывет в
руки, но вместе с тем чувствует, что
грешен и… все-таки раз за разом
обязательно поддается соблазну
схватить то, что близко лежит. Очень
сильная роль Орла, чувствуется, что в
этом спектакле и с этим режиссером ему
интересно работать. По Гоголю,
исполнитель роли Хлестакова «должен
быть очень ловким светским человеком,
иначе не будет в силах выразить ту
пустую светскую ветреность, которая
досталась Хлестакову». Естественно,
это Дмитрий Ефимов, который в жизни, не
относящейся к драмтеатру, создал
собственный театр пластики, кроме
того, работает практически во всех
ночных клубах Тюмени и как ведущий, и
как танцор. Самый органичный актер в
постановке. Городничий и Хлестаков,
вокруг которых все и вертится, время
от времени похожи на пару влюбленных,
находящихся в конфетно-букетном
периоде: осторожные движения, быстрые
боязливые взгляды исподтишка, желание
то отстраниться, то быть поближе.
Хлестаков
- Д.Ефимов, Марья Антоновна - Н.Коротченко
Семейство
городничего. Жена Анна Андреевна (Татьяна
Пестова) и дочь Марья Антоновна (Наталья
Коротченко) – провинциальные кокетки,
набитые, как ватой, дурью, манерками и
домашними хлопотами, готовы разорвать
друг друга в борьбе за внимание
Хлестакова. Они одеты в одинаковые
голубые платья, на головах одинаковые
белокурые парики, и у той, и у другой
накладные формы, ну а еще у Анны
Андреевны в самые волнительные
моменты во рту возникает каша – «она
немного с придурью, такова же была и
мать ее». Мелко семенящий хитрый и
услужливый Земляника (Алексей
Иноземцев) с лекарским сундучком в
руках и почтмейстер Шпекин (Сергей
Скобелев), длинноволосый дьявол,
играющий на скрипке возмутитель
городского спокойствия, с первой до
последней минуты не изменяют себе и
остаются в пластике персонажей.
Городские сплетники Бобчинский (Андрей
Волошенко) и Добчинский (Андрей Лаптев)
– не два низеньких кругленьких очень
похожих Петра Ивановича, а скорее
толстый и тонкий. Слуги Авдотья (Татьяна
Стрилюк) и Осип (Сергей Белозерских) no
comments!
Актеры, работающие в спектакле, очень
сыгранны, видно, что они общаются на
сцене, это чувства, какая-то алхимия.
Очень
интересны гримы, начиная с
Мефистофеля – почтмейстера и
заканчивая женой и дочерью
городничего, которые сначала
появляются на сцене без сложного
грима, а потом «наводят красоту» к
приезду в дом Хлестакова.
Кстати,
спектакль начинается со встречи отцов
города, они горячо приветствуют друг
друга, обнимаются – и сразу же
затевают разговор о чем-то своем.
Элита, каста. Вообще, интересны
культурные отсылки: эпиграфом к пьесе
стала народная пословица «На зеркало
неча пенять, коли рожа крива», а в
программке – цитата из Федора Тютчева
«Умом Россию не понять…»
Как всегда у
Горбаня, очень вкусна музыкальная
композиция спектакля…
«REVIZOR»
– это лес, где в каждых кустах рояль.
То болотная кочка оживает и двигается
по сцене, приводя в ужас обитателей
города, то городничий нечаянно вместо
треуголки надевает на голову такую же
кочку и едет в гостиницу верхом на
Добчинском. Смотритель училищ Лука
Лукич Хлопов (Андрей Черкашов) легким
движением хлестаковской руки,
держащей цилиндр, превращается в
Пушкина, а напоенный допьяна
Хлестаков заявляет чиновникам: «Я
вами доволен» – и залу «Вами тоже». А
когда к Хлестакову приходят бить
челом купцы, которых играют женщины (Капитолина
Баженова и Жанна Сырникова), их
подслушивает городничий, переодетый
бабой – он в платке, сарафане и с
лукошком в руках, при этом городничий
усат. В общем, все вверх ногами в
городе N…Что
за скверный город! «Только где-нибудь
поставь какой-нибудь памятник или
просто забор – черт их знает откудова
и нанесут всякой дряни!» Ммм, знакомые
картины…
«REVIZOR»
– это история, которую вы уже слышали
раньше…А теперь ее рассказывает
человек, которому, во-первых,
интересно рассказать ее интересно, а
во-вторых, интересно рассказать ее
именно вам и посмотреть на вашу
реакцию… К концу первого акта зал
дышит в едином ритме.
…Великолепны
массовые сцены, есть движения, которые
рефреном повторяют на протяжении
всего спектакля. Чиновники очень
изобретательно суют взятки, чуть ли на
голове не ходят.
Декорации –
на круге стена, серая рельефная
сторона – город N,
черная гладкая – Петербург, стена
поворачивается ребром – действие на
улицах города…Время от времени стена
оживает, наполняется телами, лицами,
руками в зависимости от ситуации. На
ее верхней площадке танцует стриптиз
завирающийся пьяный Хлестаков,
повествующий о том, какая он важная
персона. Чиновники рукоплещут и
целуют падающую сверху одежду. После
этого Хлестаков выходит из стены в
голубом одеянии, напоминающем мундир,
сверху – парчовая голова египетского
бога Анубиса, и – уходит в зал.
Две стороны
стены не смогут встретиться никогда. И
если кто-то заиграется в красивую
жизнь или забудет свое место,
реальность щелкнет по носу и покажет,
чего стоит возможность хоть одним
глазком взглянуть на обратную сторону
Луны. В черно-золотом Петербурге, куда
уносится размечтавшийся городничий,
чиновники уездного города N
превращаются в его свиту, наряжаются в
египетскую синь и золото, радуются,
неистовствуют, пьют вино, в очередной
раз кланяются своему золотоголовому
Анубису, который неожиданно
оказывается «ни то ни се». После этого
остается цепенеть и бесконечно
прокручивать в голове «вот тебе,
бабушка, и Юрьев день!»
Сцена
из спектакля
«REVIZOR»
– глубоко философский спектакль…
Конечно же, воплощается собственно
гоголевская тема жизни чиновничества,
одинаковая во все времена – суета,
лесть, взятки, пьянство, интриги и
болото. Но вместе с тем одинока и
разбита Машенька, идущая по эшафоту из
черных табуреток, ее жизнь вмиг стала
пустой, потому что все занимавшее ее
оказалось фикцией. И в этом тоже
трагедия. Городничий опозорен. Все
опозорены. В этом их трагедия. Ведь
нашелся же бумагомарака, вставивший
их в комедию, не пощадив чинов и звания!
И тут с
потолка жандармский голос «под Путина»
призывает обитателей города N в гостиницу, где ждет новый,
настоящий ревизор. Теперь его надо
заново кормить, поить, вести на осмотр
родного болота и совать взятки. Только
не получится: плавающие разными
стилями тонут одним, стена,
повернувшаяся серой стороной,
становится местом расстрела. В
Петербурге – улыбающийся Хлестаков.
Знаменитая
немая сцена модифицирована – в ХIХ
веке еще можно было не двигаться, а в
ХХI уже надо как-то вертеться…
Хлестаков
улыбается, зажигаются уличные фонари.
Занавес.