-
Жигимонт
Август - Алксандр Кудрин,
Сергей Скобелев
-
Барбара
Радзивилл, Бженка - Марина Слепнева
-
Радзивилл
Черный - Владимир Орел
-
Радзивилл Рыжий -
Михаил Заец
-
Бона Сфорца,
королева-мать - Валентина Толмачева
-
Мнишек,
доверенное лицо Сфорцы - Геннадий
Баширов
-
Архангел -
Валерий Рябков
Фрейлины - О.Игонина,
Н.Коротченко, Г.Понятовская, Ю.Зеленина, Т.Телегина
Ангелы - А.Черкашов,
Д.Ефимов, А.Иноземцев, С.Скобелев, А.Кудрин, М.Заец, Е.Киселев,
С.Белозерских
Владимир Рогачев
«Тюменский курьер» 9 апреля 2002 г.
ЛЮБОВЬ
ВСЕГДА СИЛЬНЕЙ ЖИЗНИ
…Наш театр
драмы отличился 5 апреля с.г. необычной
премьерой. Публика хорошо приняла
очередной международный культурный
проект театра. В рамках оформляемых
сейчас договорных отношений Тюмени и
Белоруссии на сцене поставлена новая
пьеса Алексея Дударева «Черная панна
Несвижа». В свое время произведения
известного минского драматурга
успешно шли в тюменском драматическом.
Не стала исключением и
эта встреча. Постановку
осуществил художественный
руководитель Национального театра
Республики Беларусь имени Янки Купалы,
лауреат госпремий БССР и СССР,
народный артист РБ Валерий Раевский.
Ему удалось синтезировать историко-мифологические
традиции народов прибалтийского
региона с современными чертами
театрального «большого стиля». Когда
голос актера, борение действующих сил
органично связаны с декором, музыкой и
пластическим рисунком спектакля.
Редкое и выразительное единение
творческой фантазии Раевского,
лауреата госпремий СССР и БССР,
народного художника РБ Бориса
Герлована (Минск) и хореографических
картин Марины Дударевой (знаковое имя
в белорусской столице).
Барбара
Радзивилл - Марина Слепнева
В актерском
ансамбле все наши мастера едины в
своем ощущении того (XVI в.) «вывихнутого нерва времени»,
той истории разбитых социально-историческими
условностями молодых сердец, когда
человечность и красота любви
приносятся в жертву интересам разных
кланов. Жестокую гордость Радзивиллов
до предела заостряют братья-князья (заслуженный
артист РФ Владимир Орел и артист Олег
Викторович). Свою игру, пытаясь
сохранить лицо королевской семьи,
хрупкий баланс сил в расшатанном
королевстве, ведет Бона Сфорца,
королева-мать при умирающем муже.
Органично читает действие артистка
Валентина Толмачева. О эта красота
школы психологического реализма! Вот
она – просто мать, переживающая свои
страсти и пылкие всплески влюбленного
сына, что ломает династически
выгодный для Польши брак с германцами.
А вот Бона – лукавая царица в тонком
диалоге со своим серым кардиналом
Мнишеком, дабы разъединить новых
Ромео и Джульетту.
И браво
заслуженному артисту РФ Геннадию
Баширову, не копирующему типаж
кардинала Ришелье. Прикинувшись
странствующим монахом, он «просто»
пересказывает краковские августейшие
сплетни (Краков – древняя столица
Польши) – про предстоящую свадьбу ее
любимого и любящего королевича
Жигимонта Августа. Затем тихонько так
жалуется на жизнь, забывчивого бога,
душевные муки, от которых у него
спасенье – флакон со снадобьем,
сжигающим человека за полгода…
Конечно же, красавица Барбара
Радзивилл (Бженка), после своих
случайных связей преображенная
настоящей любовью, на всякий случай
покупает флакон.
После
визита Боны в вассальную столицу
Вильно и мудрых «советов» во имя «государственных
интересов» быть при дворе фрейлиной (церковь
не принимает тайное венчание с
королевичем) Бженка жертвует собой. На
грани жизни и смерти Жигимонт.
Жигимонт
- Сергей Скобелев
Финал.
Слепящий луч памяти вдавливает его в
землю… Начинается жизнь легенды о
Черной панне Несвижа (поместье
Радзивиллов), ибо сильным мира не
следует высказывать свою слабость.
Всего лишь свет большой любви.
Наперекор жестокому веку, коварным
правилам.
Я рад за
артиста Сергея Скобелева (Жигимонт),
получившего в театре драмы первую
большую роль и проживающего ее как
светло-печальную музыку любви. В дуэте
с нашей обаятельной и умной Мариной
Слепневой (Бженка), выразительно
подчеркивающей горе и счастье судьбы
своей героини.
Стильность
спектакля Раевского и его команды –
высокого класса. Возносятся к небу
самые выразительные фрагменты
Вавельского замка в Кракове.
Свидетеля главных событий в Речи
Посполитой. Пауза. Музыка, смещение
декора, новые вещи – и мы то в Несвиже,
то в королевских покоях… Чувственные
гармонии Раевского эстетны. Он прямо
реализует метафору «любовь на небесах».
Но как! Без малейшей пошлости нынешних
чернушно-порнушных мод. Незнакомый
тюменцам эпический стиль принят с
благодарностью. Блеск и подлинность
костюмерии, открытая демонстрация
манер, тех танцев тоже понятны.
Все
продумано и все работает на лейтмотив
этого необычного спектакля –
настоящая любовь сильней любого зла,
обыденной сутолоки бытия.
Бона Сфорца - Валентина Толмачева
После
премьеры успех международного
культурного проекта ТГТДиК
приветствовали советник посольства
Белоруссии в РФ, руководитель его
тюменского представительства Игорь
Коновалов, председатель областного
комитета по культуре Евгений
Негинский, директор театра Владимир
Коревицкий. В знак дружбы гостям
вручили символическое «сердце»
тюменской земли.
Подробности
брифинга Коревицкого: Раевский еще
будет ставить у нас, замысел
обсуждается. Наши поедут ставить
спектакль в Минск. Официальный
документ о творческом содружестве
утвержден губернатором Сергеем
Собяниным и после дипломатических и
других процедур будет подписан. Было
соглашение театров при поддержке
министерств культуры РБ и РФ, теперь,
после успешных гастролей ТГТДиК в
Минске летом 2001 г., намечена
долгосрочная программа обменов и
сотрудничества филармоний, музеев,
театров, ансамблей и проведение
фестивалей. Возможны контакты с
Украиной.
Опять (после
недавней «Чумы») отличилась
художественно-постановочная часть
театра. Особенно пошивочный цех во
главе с Любовью Крестьянниковой и ее
сотрудницами. Шили великолепные
костюмы день и ночь, классная ручная
работа, часть которой делали в Минске.
Так что
постановка получилась дорогой – и в
буквальном, и в смысле громадного
напряжения всех сил наших мастеров.