БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Недялко Йорданов

Убийство Гонзаго

постановка - Алексея Ларичева

Сценография Алексея Паненкова

 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


"С приездом в Эльсинор вас господа!"
В. Шекспир.
"Гамлет, принц Датский"

"... мы - всего лишь артисты. В политику не вмешиваемся. Великие игры оставим великим мира сего. Мы - маленькие люди. Произносим чужие слова. Что нам пишут, то мы и играем."

Место действия - замок Эльсинор.
Герои спектакля - бродячие комедианты.
Доказать вину короля Клавдия невозможно. Но принц Гамлет обращается к великой силе театрального искусства. И "маленькие люди" переворачивают жизнь Датского королевства.

"Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль."

Действующие лица и исполнители:

Чарльз - Геннадий Баширов
Елизавета - Ирина Тутулова, Ирина Халезова
Бенволио - Рюрик Нагорничных
Генри - Сергей Скобелев
Амалия - Ольга Игонина
Суфлер - Андрей Волошенко
Полоний - Геннадий Куцан
Офелия - Жанна Сырникова
Горацио - Андрей Черкашов
Палач - Сергей Белозерских

Призраки замка Эльсинор:

Гамлет - Александр Кудрин
Король - Владимир Ващенко
Королева - Дмитрий Ефимов
Шекспир -
Алексей Иноземцев

Владимир Рогачев
«Тюменский курьер»
10 апреля 2001 г.

У МРАЧНОЙ БЕЗДНЫ НА КРАЮ

Главный режиссер тюменского государственного театра драмы и комедии Алексей Ларичев в минувшую пятницу вынес на зрительский суд выстраданную крупномасштабную работу – трагический фарс по пьесе Недялко Йорданова (Болгария) «Убийство Гонзаго»…

Сцена из спектакля

Директор театра (Владимир Коревицкий с коллегами) поддержал замысел – дерзкий и новаторский. И дорогостоящий в нашей ситуации. Чтобы создать атмосферу «большого стиля», главный художник театра Алексей Паненков занимался не только оформлением, но и костюмами. Поскольку симфонизм (а не только постмодерная коллажность) стал ведущей «мелодией» изобразительного ряда, мы угадываем приметы многих эпох: шекспировская Англия начала XVII в., фламандская школа, античность, современные модели…

Костюмы-символы, диалог вечного и суетного, божественного и звериного в человеке.

В героях-актерах бродячей труппы, волею судьбы заброшенных в самое пекло жестокой смуты, синтезированы все бурные следы европейской цивилизации – от нашего мифа о сотворении мира до текущего российского раздрая.

Вот почему союз «Ларичев – Паненков» заполняет всю сцену невиданной доселе «говорящей», знаковой, выполняющей функцию еще одного главного героя конструкцией. Оплывшие сталактиты догорающих свечей наших надежд. Застывшее время без времени. Задетый нагаром Эльсинор. Белый дом – Черный дом. Датское королевство. Условное по названию и сущее по неизменному движению истории. Кровавый колизей любого тоталитарного режима, лихо меняющего идеологические измы ради корыстных интересов правящей элиты. Очередной Ноев ковчег, который никуда не поплывет. Затонет сразу…

Здесь Ларичев делает свой ход. Шекспировский «Гамлет» в современном духе не играется, а рассказывается (как театр в театре). Вторым планом. На первый (игровой) выносится, подробно расписывается вставная трагическая пантомима о гибели Гонзаго…Ларичев вставляет свою «говорящую» пантомиму (удачный дебют в пластике Натальи Колпаковой и Валерия Муратова из студии «Зеркало»). Трагическую и убийственную гротескную машинерию власти являет мощная и эффектная глава «Призраки замка Эльсинор». Ларичев рискнул и не ошибся – умно и красиво работают дебютанты, выпускники его мастер-класса Дмитрий Ефимов, Александр Кудрин, Алексей Иноземцев (Гамлет, Король и Королева, «примкнувший» к ним Шекспир).

По действию в «худшую из тюрем» попадают свободные и живые люди. Бродячие актеры, довольные щедрым королевским заказом. Надо развлечь «сумасшедшего» принца? Он заказывает странную историю герцога Гонзаго, убитого (яд в ухо!) во сне сговорившимися любовниками – моложавой женушкой и рвущимся к власти дорогим племянником? Пожалуйста, сделаем за ночь. Старый интриган, подслушиваемо-подслушивающий советник Полоний (в целом выразителен в роли артист Геннадий Куцан), опекает обреченных на казнь. Партия расписана – пешки чистят перышки…Люди искусства, пока они не докучают сильным мира сего, безвредны. Но если они возникнут не в той роли – будут удалены, как аппендикс…

Близка казнь актеров, оклеветанных и искалеченных, объявленных «участниками антигосударственного заговора»… Все царедворцы предают и продают друг друга. Опережает всех Горацио. У Шекспира – верный товарищ Гамлета. В спектакле – двуличный и ловкий малый, быстро усвоивший уроки Полония (запоминается еще один ученик Ларичева – Андрей Черкашев).

Многоходовка завершена, конкуренты повержены, погиб благородный мститель Гамлет. На троне – чужак Фортинбрас, рядом – премьер Горацио… Горацио объявляет актеров «героями нации». Палач остается, «герои» еще пригодятся.

Что ж, Ларичев победил. К сотням трактовок парадокса Гамлета он добавил свою – кажущееся небытие на пиру зла не выход. Выбор сделать придется. Чарльз (впечатляющая работа Геннадия Баширова) физические пытки выдержал. Но и он начинает давать «показания»… Вступает в сделку с палачами (спасти друзей) да зря. И все равно настоящее искусство уменьшает злую силу, дает ей оценку, предостерегая нас. Но для этого надо сыграться в таком ансамбле, какой возник в театре драмы.

Хороши по-своему в роли Елизаветы обе Ирины – Тутулова и Халезова.

Мудрость и прозорливость, неизбывную тоску о совершенстве изумительно доносит Семен Фуксман (Бенволио). На контроверзе солирует ему молодой и интересный Сергей Скобелев (Генри). Удачно ведет свою героиню Ольга Игонина (Амалия).

Отточена и экспрессивна роль палача (Сергей Белозерских). Трагические краски душевного разлада с бесчестным миром верно нашла Жанна Сырникова (Офелия). И всю эту репетицию на грани небытия с блеском ведет к страшной развязке Андрей Волошенко (суфлер).

Специально написана к спектаклю музыка Олега Яшина, связавшая мотивы Дмитрия Шостаковича к знаменитому фильму Георгия Козинцева с нервными джазовыми синкопами нашего времени.

Заслуживают похвалы постановочные цеха, помощник режиссера Татьяна Драганова, бутафоры Вячеслава Шабалина, швеи и костюмеры Любови Крестьянниковой и Веры Сергеевой, художник-гример Любовь Стасенко, свет Марины Артеменко, звук Павла Сокурова, монтировщики Дмитрия Семенова, реквизит Веры Сокуровой, меблировка Вичо Евтимова, декорации Нарине Манвелян и сам зав. постановочной частью Александр Петров… В этой премьере все они тоже отлично справились со своими ролями.

 

   
Hosted by uCoz