Владимир Рогачев
«Тюменский курьер»
от 16 июля 2002 г.
«Я
МОЗАИКУ СЛОЖУ…»
Юбилейная отметка
в судьбе замечательного человека –
традиционный повод пополнить нашу
газетную копилку новыми сведениями о
жизни людей, составляющих культурный
слой Тюмени.
Начну с
театра. Вениамин Данилович Панов (1
июля 2002 г. исполнилось 55 лет его
актерской деятельности). Артист
высочайшей категории. Удивительная
судьба, тонкая романтическая натура и
доброе нежное сердце, философический
подход к лицедейству и бесконечный
психоанализ. Амбиции лишь творческие,
пренебрежение карьерным риском и
неизбежные компромиссы с жесткими
реалиями бытия. Его мастерство на
театре – редкое, сродни тому, что
делал Смоктуновский. Однако по
характеру громких фанфар Панов не
получил.
Панов
родился в 1924 г. в селе Инкино Томской
области. Поехал в Новосибирск… сходил
в театр и заразился магией сцены на
всю жизнь. Много странствовал, первый
раз поработал в тюменском театре в 1950
году… Увидел Тихий океан. Сыграл
Гамлета, переехал в Томск. Там пел в
оперетте и даже… станцевал в балете «Эсмеральда»
партию Клода Фролло… Переиграл все
хиты 1970-1980-х г.г. Начало 1980-х встретил в
звании заслуженного артиста Северо-Осетинской
и Чечено-Ингушской АССР.
В 1993 г. стал
беженцем, его грабили на улицах
Грозного… Друзья из Ингушетии
помогли уехать… куда? Панов решил
снова попытать счастья в Тюмени…И
повезло – у нас актер вступил в новую
фазу расцвета своего таланта. Стал
заслуженным артистом РФ, запомнился в
спектаклях «Мирандолина», «Гарольд и
Мод», «Нахлебник»…
Мои друзья
зовут Панова «главным герцогом
тюменского театра». За герцогов
Орлеанского в «Жажде над ручьем» и
Веронского в потрясающей премьере
этого года – ларичевской «Чуме…» Так
что молодцеватому интеллектуалу
сцены, умеющему зря не растрачивать
жизненную энергию в свои 77, есть смысл
«добиваться» королевских и
императорских титулов. Ведь мастер
идет по дороге света.
80 лет Вениамину Даниловичу Панову
Людмила
Машинова
«Сибирь деловая сегодня»
№4 – июль 2002 г.
«ТЮМЕНСКИЙ
АКСАКАЛ»
Если в московском
художественном театре долгожителями
сцены были Масальский, Грибов, Яншин –
признанные мастера, ученики
Станиславского, то по аналогии, в
нашем Тюменском театре драмы и
комедии таковым является Заслуженный
артист Российской Федерации, Чечено-Ингушской
АССР и Северо-Осетинской АССР
Вениамин Данилович Панов. Первого
июля исполнилось 55 лет его актерской
деятельности. Скажу честно, что это
сообщение меня очень озадачило.
Актеру, который исполнял в «Мирандолине»
роль маркиза, пел, легко танцевал, от
силы можно дать пятьдесят. Во истину,
не верь глазам своим…
Он –
хранитель нравственных и
профессиональных традиций старого
актерского «замеса». Вениамин
Данилович – интеллигентнейший
человек, умный, тонко чувствующий,
начитанный, образованный, находится в
прекрасной актерской форме. Он мастер
в расцвете сил, – говорят о Панове его
коллеги.
Кто из вас,
дорогие читатели, видел спектакли «Мирандолина»,
«Нахлебник», «Продавец дождя», «Чума
на оба ваши дома» и другие, в которых
участвует Вениамин Данилович,
согласятся, что в нем заложен божий
дар…
…Что же
привело Панова в наш город?
–
Можно сказать, что в Тюмень у меня было
два захода. Первый – когда в 1950 году
нас с женой Марией Михайловной
пригласили сюда работать. Кроме нас
тогда приехали и другие молодые
актеры – Георгий Иванович Дъяконов-Дъяченков,
например, с которым мы потом дружили
всю жизнь.
Тюмень
была деревянным, грязным городишком,
который заканчивался тогда в районе
Станкостроительного завода (завод «Механик»)…
И вместе с тем, это был на удивление
театральный город… А какие люди
работали тогда в театре! К нам сюда
попал удивительный актер из
петербургской Александринки Павел
Иванович Лешков, который начинал еще
при Савиной. Еще до революции он стал
знаменитым. О нем писали примерно так:
«Он передал Александринку в руки
советской власти». Во время войны
Лешков остался в блокадном Ленинграде,
продолжал там играть, но за какие-то
высказывания его сослали в Омск,
оттуда он попал в Тюмень. Работать с
ним, учиться у него – было огромным
удовольствием…
В
1954 году Вениамина Даниловича
пригласили работать в Иваново – в
спектакле «Отелло» играть роль Яго.
Какой актер отказался бы от такого
предложения? Затем были другие театры,
разные режиссеры, интересные роли,
копился опыт…
Возвращение
в Тюмень произошло в 1993 году.
С
тех пор, на сцене Тюменского
драмтеатра Вениамин Данилович создал
немало интересных, запоминающихся
образов.
–
Вениамин Данилович очень серьезно
готовится к каждому спектаклю. У него
работа – на первом месте, –
рассказывает заслуженный артист
России Владимир Орел. – Он держит
потрясающую актерскую школу.
От
себя добавлю, что Вениамин Данилович
очень обаятельный человек,
замечательный рассказчик. Слушала бы
его и слушала. Тем более что ему есть
что рассказать…
Впереди
нас ждут еще многие встречи с
талантливым артистом Вениамином
Даниловичем Пановым. Для него – это
роли, а для нас, зрителей – праздник. И
пусть он длится долго-долго.
В.Платонов, Р.Банионис, В.Панов
(2004г.)
Фото Ю.Хозяинова
На страничку актера