Белозерских Сергей Михайлович

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Был Владимир Орел еще молодым, начинающим актером. Чуть ли не первая роль - образ Сергея Тюленина в спектакле "Молодая гвардия" Ворошиловградского музыкально-драматического театра. В начале семидесятых на Украине, как, впрочем, везде, очень подобострастно, фантастически уважительно относились к партийным руководителям. По их указанию и ставились "датские" спектакли, то есть приуроченные к годовщинам Октябрьской революции, юбилеям Советской власти, открытиям партсъездов… Театр-то был идеологическим инструментом КПСС как-никак!

Довелось им, исполнителям ролей молодогвардейцев, однажды предстать перед членами Украинского ЦК, секретарями обкомов, инструкторами и прочими вершителями народной судьбы.

За кулисами у актеров жуткое волнение, дрожь в коленках, мертвецки холодные руки, страх в глазах, испарина на челе… Начали пролог. Он же эпилог, так как картина по ходу спектакля повторялась дважды… Молодогвардейцев ведут на казнь. Все останавливаются у шахты и произносят свою знаменитую клятву. Первым идет исполнитель Олега Кошевого и говорит:
"Я – Олег Кошевой". Это реплика для следующего актера, который произносит: "Я – Иван Земнухов". За ним идет Орел. Только он приготовился открыть рот, как идущая за ним "Люба Шевцова" патетически заявляет: "Я – Сергей Тюленин!"

В театре – паника. За кулисами кто-то кричит: "Занавес!" Никто не берет на себя смелость его закрыть в самом начале спектакля. Директор бьется в истерике: "Уволю сейчас же, без выходного пособия! Подсудное дело! Идеологическая диверсия!". А из партийных чиновников никто ничего и не заметил. Уж очень они благодарили после спектакля за сориентированную на курс партии работу.


...Как-то Орел держал перед многочисленной аудиторией приветственную речь, в конце которой должен был зачитать поздравительную телеграмму из Москвы. Перед финалом обнаружилось, что оратор оставил свои очки далеко за пределами кафедры. Пытаясь разобрать текст, он все дальше и дальше удалял от глаз красочный бланк.

- Не волнуйтесь, господа, зрение у меня хорошее... Просто руки короткие...


... Он же рассказывает: "Где-то в Тернопольской области было дело. Я только получил диплом, приехал в Луганск, меня ввели на роль в спектакле "Наследство", который чаще всего играли перед сельчанами. Приезжаем в замечательную украинскую деревню. Все в садах. Теплынь! Воздух чистейший! Но клубик маленький, старенький, ни к чему не пригодный. Потолки низкие, сцена прогнившая. Принимаем решение играть в чудном саду. Среди яблонь и вишен. Большая площадка. Раскинули декорации. Народ вынес стульчики, скамейки. В первом ряду сидят председатель колхоза, парторг, предсельсовета. Рядом центральная улица, по которой то и дело, урча и тарахтя, проезжают трактора и машины. Но это секундные помехи... Принимают замечательно! Вдруг подъезжает на мотоцикле "Минск" - в простонародье "козле" - парень полюбопытствовать, выяснить подробности происходящего. Фара горит. Движок работает. Пых-пых-пых. Трах-пых-пых. Думаем: что делать? Сейчас-то я и сам бы вышел из положения, ввернул бы в текст что-нибудь только для него предназначенное, так, чтобы он понял. А тогда ведь все молодые были, неопытные... 

Встает  председатель колхоза и на украинском языке говорит: "Хлопцы, стий!" В буквальном смысле остановил наше действие. Мы удивились, но играть прекратили. Он обращается к мотоциклисту: "Мыкола! Да глуши ты его к бисовой матери!" Это мягкий пересказ. Мыкола мотоцикл заглушил. Председатель нам: "Хлопцы, давай дале!" Мы и продолжили.

   
Hosted by uCoz