БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Валерий Стольников

Моцарт

постановка - Александр Горбань
(г. Москва)

Сценография и костюмы - Алексей Паненков

Пластика - Эдуард Соболь
 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


"Когда Богу будет угодно,
тогда и мне хорошо..."

В.А.Моцарт
Париж, 9 июня 1778 года

Начало спектакля

Светлана Клименко
«Тюменская область сегодня»
от 18 февраля 2005 г.

П Р О Т И В О Р Е Ч И Я    Т А Л А Н Т А

Тюменский драматический театр снова готовит премьеру. Режиссер-постановщик из Москвы Александр Горбань уже эпатировал тюменскую публику спектаклем «REVIZOR». Очередной  проект, осуществляемый под его руководством – это музыкально-драматические версии жизни и смерти великого австрийского композитора Моцарта.

Накануне премьеры спектакля «Моцарт» Александр Горбань поделился с читателями газеты «Тюменская область сегодня» своим видением неординарной личности, сумевшей оказать влияние на человечество сквозь время и пространство.

Сцена из спектакля

 – Задача этого проекта – это приоткрыть завесу над несколькими загадками, связанными с судьбой Моцарта. В нашем сознании устойчиво утвердилась версия Пушкина, по которой Моцарта отравил Сальери. С одной стороны – восторг, с другой – зависть. Изучая жизнь и творчество Сальери, узнаешь, что он был капельмейстером Венской оперы, что его любимым развлечением были сладости, что он помогал и финансами, и услугами многим людям, в том числе и Моцарту. По тем временам Сальери считался великим.

Музыка Сальери очень правильная, профессиональная. Она от ремесла. Музыка Моцарта – из глубины души, светлая и стремительная, как будто напрямую связанная с Богом. Старик Сальери писал долгими днями, а у пацана Моцарта музыка рождалась на лету и по тем временам воспринималась как попса.

Моцарт на людях блистателен, талантлив. Но когда человек много работает, отдает много энергии, нежности, любви, он остается опустошенным и одиноким. Наверное, не важно, кто отравил его. Любимая жена Констанция и все те, кто был рядом, упустили момент, когда ему требовалась поддержка и забота. Никто не пытался понять его душу.

У Моцарта был букет болезней. Потеря детей, бесконечное безденежье, постоянные переезды… То, что он был психопатом, известный факт: в порыве ярости он мог разбить клавесин. Каждое письмо жене заканчивалось словами: «Господи, за что ты мою душу истязаешь?»

Несмотря на то, что он затрачивал на творчество уйму энергии, в музыке он отдыхал. Проживи Моцарт еще десяток лет, сколько бы он написал! А может быть, Боженька так распорядился, чтобы человек вовремя пришел и вовремя ушел. У гениев настолько уплотнена жизнь, ускорено творчество, мысль, что за короткий отрезок времени они успевают сделать многое. Его невозможно представить старым.

Моцарт - Дмитрий Ефимов

Хотелось найти театральный язык, который ненавязчиво рассказал бы о великом одиночестве. В проекте мы представляем несколько версий. Как страницы истории, они перелистываются на сцене. В спектакле мы пытаемся уплотнить историю: можно увидеть Моцарта и пока он жив, и как он смотрит на происходящее из потустороннего мира.

Хотелось сделать спектакль, который был бы интересен молодежи. Чтобы тинейджеры, студенты, работающая молодежь пришли, всмотрелись, вслушались и что-то для себя поняли бы. Посмотрев «REVIZORа», молодежь покупала пьесу Гоголя, чтобы прочесть оригинал. Хотелось, чтобы подобное случилось и после «Моцарта»

Роль Моцарта будет играть Дмитрий Ефимов, Сальери – Владимир Орел. Получается своеобразная «месть»: если помните, великий Орел играл Городничего. Мы надеемся не подвести театралов, которые давно и преданно любят искусство. Постараемся устроить для них настоящий театральный праздник.

Ирина Никитина
«Тюменская область сегодня»
от 4 марта 2005 г.

«З А П Я Т Н А Й»    И М Я    С В О Е
П р е м ь е р а

Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, маленький ростом, худой и бледный, в шесть лет он походил на волшебную куклу… По сути, он остался «волшебным» до самого последнего дня своей аскетически развратной жизни. Вольфи! Так его звала Констанция – всепрощающая и все понимающая жена. Вольфганг! Так его звали «коллеги» – кучка злобных, завистливых музыкантов. О, бог Моцарт! Так его величала публика – главный поклонник и главный палач…

Ему, «чуду XVIII века» с удивительным талантом, гению, чьи поступки приводили в ужас не только людей с улицы, но и самих родных, злодею, совратившему не одну светскую львицу, свой очередной спектакль на тюменских подмостках посвятил московский режиссер Александр Горбань.

Если помните, в 2003 году Горбань отметился в областном центре «правдоподобной пародией» на Гоголя. Спектакль «REVIZOR» до сих пор называют одним из лучших за последние годы в репертуаре Тюменского государственного драматического театра. Более того, он стал тем необходимым «посылом», который подтолкнул тюменскую молодежь в книжные магазины за лучшими  произведениями солидных отечественных классиков.

С.Осинцев и Т.Пестова - жена  и сын Моцарта

Хочется надеяться, что новинка Горбаня «Моцарт» по пьесе Валерия Стольникова (по настоянию «родителей» спектакля название лучше произносить с паузой: а именно Моц-Арт) в «соавторстве» со сценографом Алексеем Паненковым и балетмейстером Эдуардом Соболем обратит внимание и молодежи, и почтенных взрослых на судьбы и творчество музыкальных гениев. Дай Бог, чтобы со временем эта премьера не переросла в обыкновенное «копание в корзине с грязным бельем» (а-а-а-а-а-а, начнем победно сжимать кулачки, да Моцарт-то, названный гением, оказывается, и пил, и жене изменял, и деньги безбожно тратил, да он даже на похороны себе не отложил), а действительно приобрела практическую значимость, стала «нравственным ориентиром» для зрителей.

Ф и л о с о ф и я   о д н о й   г е н и а л ь н о й   ж и з н и

История мировой знаменитости Вольфганга Амадея Моцарта оказалась слишком короткой: он скончался на тридцать шестом году жизни. До сих пор люди спорят о том, что стало причиной его смерти.

Моцарт и Сольери (Д.Ефимов и В.Орел)

Из учебников помню, что его отравил итальянский композитор Сальери (у Стольникова он помешан на сладостях), до дрожи в коленках завидовавший светлой голове и легкой музыке австрийского юнца. Кто-то полагает, что решающую роль сыграла сестра жены Моцарта Алозия Ланге-Вебер. Кто-то пытается  навесить вину на масонов, якобы заждавшихся от Моцарта гениальной симфонии, кто-то – на итальянскую разведку, заподозрившую мастера в правительственных аферах. Все эти слухи, как бисер на леску, и нанизал Александр Горбань на спектакль.

По сути, это музыкально-драматическое действие (на основе смешения реального и ирреального) стало вместилищем всех фактов и слухов, которые так или иначе относятся к Моцарту (его играет любимец девушек Дмитрий Ефимов; кстати, в «REVIZORе» Ефимов тоже является «главным»). С одной стороны (если рассматривать спектакль как журналистское произведение), это правильно: нельзя отдавать предпочтение какой-то одной точке зрения, тем более, если ты не уверен, что она единственно верная. С другой стороны, будет обидно, если в итоге спектакль превратится в ту самую «корзину с грязным бельем».

Так вот, о фактах и вымыслах. Их в премьере не счесть: задумавшись о своем, ты можешь и не заметить, как повествование о кумире миллионов ведет уже другой герой. Всем, всем на свете хочется ударить себя в грудь и сказать: «Да вы что, я же с Вольфи на короткой ноге общался!» (да, такова боль всех творческих людей). Кстати, практически все герои, за исключением вдовы Моцарта Констанции и его сына Франца, живут не как люди, а как духи (правда, их одежда от этого не потеряла сочных красок). Да и само действие разворачивается на кладбище среди могильных плит под покровом паутины (по замыслу режиссера в отдельные моменты главным героем становится элемент декорации – паук – как предвестник забвения). С миром реальным все эти Иосифы, Иоганны Пухберги, Готфриды Ван Свиттены и так далее общаются при помощи мела и доски: пишут и опять стирают, пишут и снова стирают…

Моцарт - Д.Ефимов

Так и рождается вымысел, который мы «съедаем» за милую душу. А не задумывались ли вы над тем, что Моцарт как обыкновенный (не творческий!) человек мог умереть не по причине заговоров и любовной мести, а просто от болезни, например, от лихорадки (кстати, автор пьесы на это намекнул). Вот и задумаешься над тем, а надо ли быть гением и жить в окружении «прокисшей» славы?

Н е з н а к о м о е      н о в а т о р с т в о

Особую благодарность от первого потока поклонников премьерного спектакля спешу выразить сценографу Алексею Паненкову. Этот страшный паук, нависший над сценой, еще не раз заставит перекреститься особо эмоциональных зрителей. С его цепких лапок духи людей, когда-то окружавших Моцарта, спешат сорвать последнее напоминание о нем – нотные листы; в его цепкие лапки попадает сам Моцарт (и, ухватившись за стальные прутья, Ефимов полетел над сценой). В конце же спектакля паук превращается в маятник, не давая нам забыть, что вечна одна лишь природа… А эти «разные уровни», играющие на динамику! Благодаря гармоничному сочетанию маленьких и больших предметов на сцене (как и актеров разного роста) создается впечатление, что действие (о чудо!) живет во множестве плоскостей.

Сцена из спектакля

З н а к о м о е   н о в а т о р с т в о

В новом спектакле легко угадывается стиль Александра Горбаня. Те же резкие срывы мелодии, те же массовые сцены, тот же прием, когда актеры одновременно выступают в роли декораторов (они то выстраивают в определенном порядке могильные плиты, то превращают обеденный стол в подиум). Не обошлось и без элементов стриптиза: ах, как Ефимов-Моцарт скатился по шесту!.. Не забывайте, что все это лишь оболочка, красивая обертка от конфеты. А что внутри? Каков «нравственный ориентир» этого спектакля? В чем счастье гения, надо ли вообще стремиться к тому, чтобы вырастить из своего малыша мировую знаменитость? Это предстоит определить вам самим. И уж если отыщете истину, то тогда пусть берегутся книжные магазины.

…Говорят, что у сыновей Моцарта не было детей, а Сальери закончил свои дни в клинике для душевнобольных.

Действующие лица и исполнители:

Вольфганг Амадей Моцарт - Дмитрий Ефимов
Сторож на кладбище св.Марка - Сергей Белозерских
Франц Ксавер Моцарт - Сергей Осинцев
Констанция Ниссен-Моцарт - Татьяна Пестова, Елена Самохина
Антонио Сальери - Владимир Орел
Йозефина Квалькабо - Татьяна Телегина
Иосиф II - Вениамин Панов
Иоганн Пухберг - Андрей Волошенко
Франц Ксавер Зюссмайер - Алексей Иноземцев
Алоизия Ланге-Вебер - Елена Махнева
Томас Клоссет - Владимир Ващенко
Франц Хофдемель - Сергей Скобелев
Магдалина Хофдемель - Ольга Игонина, Наталья Коротченко
Антон Штадлер - Валерий Рябков, Михаил Заец
Готфрид ван Свиттен - Александр Кудрин

   
Hosted by uCoz