Панов Борис Вениаминович

Очень хотелось бы узнать, какие из страничек Вам более интересны...

 

главная страничка

немного истории

гастроли
последних лет

премьеры
последних лет

текущий репертуар

наши актеры

открытие сезона

репертуар месяца

предстоящие премьеры

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

вход в архив

главная страничка

Добрый день, уважаемые гости!

Продолжение рассказа о рок-группе "Deep Purple".

1968. ЭДВАРДС И КОЛЕТТА НЕ СДАЮТСЯ.

Обложка третьего альбома группы, к которому "приклеилось" название "Апрель".

Рождество 1967 года было для Ричи Блэкмора праздником довольно мрачным. Никаких реальных перспектив, случайные заработки, уязвленное самолюбие. Дело в том, что десять лет Ричи исправно занимался и развил технику игры до ранее неслыханного уровня. Однако за последние семь лет музыкальной карьеры похвастать ему было нечем. Правда, Блэкмор входил в десятку лучших английских гитаристов, однако эти гитаристы – Джэв Этт, Пит Тауншенд, Джордж Харрисон, Кейт Ричард, Джимми Пейдж и Эрик Клэптон – достигли успеха и некоторой обеспеченности. А Ричи Блэкмор считал себя выше их всех. Он преклонялся только перед двумя авторитетами – Альбертом Ли и Джимом Саливэном, а через некоторое время это преклонение распространилось на Джимми Хендрикса. Неудивительно, что у Ричи Блэкмора развился несколько пессимистический взгляд на жизнь и затаилась обида на судьбу…

Тем временем в Лондоне менеджеры Тони Эдвардс и Джон Колетта ни за что не собирались сдаваться. Поняв, что от Криса Кертиса толку не дождешься, они послали телеграмму Джону Лорду, в которой говорилось, что у них по-прежнему не утрачен интерес к делу и что если Джон Лорд возьмется за организацию группы, то финансы они обеспечат. По получении телеграммы Джон Лорд позвонил Джону Колетте и Тони Эдвардсу по телефону и назначил встречу через два дня. Ранее уже говорилось, что Джон Лорд как на редкость приятными манерами, так и на редкость ужасной непунктуальностью. На встречу, назначенную им же, Джон Лорд не явился, но все же через две недели приехал и дал согласие собрать группу. Начались переговоры, поездки в Гамбург, в Париж, и наконец, в Англии, в маленькой заброшенной деревушке Саралз Милиз, километрах в сорока севернее Лондона, за пятьдесят фунтов в месяц будущие менеджеры сняли амбар огромных размеров и дом, где участникам будущей группы "Deep Purple" могла быть предоставлена возможность собираться на репетиции, жить, прослушивать записи потенциальных кандидатов и вообще делать все, что им придет в голову.

По приглашению Джона Лорда Ричи Блэкмор пересек снова – в который уже раз – Северное море. Блэкмор предложил Джону Лорду пригласить в группу барабанщика Буби Вудмана Кларка, работающего во Франции. В музыкальных кругах он был известен как первый ударник, применивший сдвоенные басовые барабаны. Играть на бас-гитаре пригласили Пика Симпера, а певца решили искать через газету. И вот в одной из газет было помещено объявление, в котором говорилось, что новой группе требуется певец на твердую зарплату – двадцать пять фунтов стерлингов в неделю.

На объявление откликнулось более шестидесяти человек, к сожалению, по большей части совершенно не подходящих. Одним из возможных кандидатов, который, в общем, произвел неплохое впечатление, был Ник Ангус. В разговоре после прослушивания он упомянул о некоей группе "Лабиринт". "Барабанщик у них, – сказал Ангус, – посильнее вашего".

Барабанщик Иан Пейс, о котором шла речь, и певец из этой же группы Род Эванс были приятелями Ника. И в тот же день при встрече сними Ник Ангус рассказал им о прослушивании и о том, что, по-видимому, будет петь в новой группе. "Несколько дней я не видел Рода Эванса, что было странным, потому что мы встречались каждый день, – вспоминал Ангус, – и только на третий день до меня постепенно дошло – Род Эванс сам поехал по объявлению в газете".

Действительно, все так и случилось. На вечернем прослушивании Род Эванс произвел такое впечатление, что место ему было предложено тут же. На следующий Род Эванс привел своего приятеля, барабанщика Иана Пейса, который, как оказалось, был знаком с Ричи Блэкмором и был не прочь тоже показаться новой группе. По этическим соображениям он не мог стучать в присутствии барабанщика Вудмана Кларка, и даже в его отсутствие Пейсу было трудно играть именно на кларковских барабанах. Поэтому был придуман хитроумный план.

Вудман Кларк курил французские сигареты "Житан", которые продавали только в Лондоне, и то в специальных лавках. Для пополнения своих запасов ему приходилось ездить за сорок километров. И вот в один из дней "заговорщики" спровадили Вудмана Кларка за сигаретами в Лондон, а у Иана Пейса в этот день уже была наготове машина со своими барабанами. И как только Кларк уехал в Лондон, к амбару подъехала машина, из которой Иан Пейс вытащил свои барабаны, расставил их, и…

Когда Вудман Кларк вернулся с сигаретами и увидел Иана Пейса, рассыпавшего разноголосые барабанные трели, он понял, что пребывание его в новой группе закончилось. Мастерство Пейса, не знало границ – иногда казалось, что это не человек сидит за двумя барабанами, имея всего две руки и две ноги, а гигантское стадо диких бизонов несется по пыльной прерии, грохоча тысячами копыт. С Вудманом Кларком обошлись, однако, по-джентельменски. Менеджеры заплатили ему сорок фунтов вперед, за потраченное время и понесенные расходы; но он был страшно опечален и недоволен.

Другое дело – Ник Ангус, который на следующий же день простил своего приятеля Рода Эванса, сказав, что тот поет лучше его и что он на него не обижается.

 Таким образом, состав будущей группы "Deep Purple" к марту 1968 года определился:

Джон Лорд 
Ричи Блэкмор
Ник Симпер
Род Эванс
Иан Пейс 
– клавишные,
– гитара,
– бас,
– вокал,
– ударные.
 

Новый барабанщик группы Иан Пейс родился 19 июня 1948 года в городе Ноттингеме. Полное его имя Иан Андерсен Пейс. Его отец Киф Пейс в 30 – 40-е годы более пятнадцати лет проработал в танцевальном оркестре. А женившись, Киф Пейс пожертвовал своей музыкальной карьерой как раз тогда, когда его оркестр выходил на международную арену.

Средняя школа, в которой учился его сын Иан, была с научно-техническим уклоном. После нее Иан поступил в технический колледж, но после первого курса окончательно понял, что занимается не своим делом. С четырнадцати лет Иан начал барабанить по консервным банкам, ручкам кресел, шкафам. И вот на день рождения – пятнадцатилетие – отец подарил ему барабанную установку. Установка хоть и была обшита красной сверкающей пластмассой с перламутровыми разводами, но звучала неважно. На следующий год отец, убедившись, что игра на барабанах – это серьезное увлечение, а не минутная прихоть, купил сыну профессиональную установку "Приэр".

Первой настоящей работой молодого Пейса стала игра в оркестре с отцом по субботам. Вальсы, фокстроты, квикстепы, два прихлопа хай-хетом… Однако вскоре Иан Пейс стал играть в местной рок-группе. А еще через некоторое время был приглашен в группу "М15", в которой уже пел Род Эванс. Тогда же группу переименовали в "Лабиринт".

Род Эванс руководил разными группами с семнадцати лет. Он родился 19 января 1947 года в городе Слау. Сначала пел в местных клубах, затем стал выезжать с некоторыми группами за границу. В январе 1967 года группа "Лабиринт" получила трехмесячный контракт в Милане, в Италии. Именно тогда, на пароме, Иан Пейс и познакомился с Ричи Блэкмором, который тоже плыл через Английский канал (так англичане называют Ла-Манш) в Германию. После окончания работы в Италии группа "Лабиринт" приехала в Гамбург на три недели, и новые товарищи вновь увиделись. Несмотря на постоянный заработок, группа "Лабиринт" никаких заманчивых перспектив ее участникам не сулила. Поэтому, когда Ник Ангус рассказал Роду Эвансу об объявлении в газете, тот без колебания на него откликнулся. И вот вслед за ним к новой группе присоединился и Иан Пейс.

Иан Пейс вспоминает: "Тогда мне было двадцать лет. И как большинство двадцатилетних, я был готов к чему угодно. Я приехал на репетицию, поиграл, и тут все согласились, что барабанщиком в новой группе должен быть я. Прослушивание мое было сделано как бы за спиной Вуда Кларка, но такое, к сожалению, и сейчас еще случается. Что поделаешь?"

  Итак, новая группа "Карусель" в марте 1968 года начала серьезные репетиции. Старый дом в деревне, в котором жили ребята, по общему мнению местных жителей, да и некоторых участников группы, был населен приведениями. В холодных коридорах по ночам слышались чьи-то шаги, таинственные шорохи, какие-то завывания и всхлипы. Под кроватью Джона Лорда что-то шевелилось. Окно, закрытое на ночь на щеколду, могло само открыться, хлопать на сквозняке, а однажды холодной темной ночью Джон Лорд открыл глаза и увидел, что по комнате ползет полено, движимое к двери какой-то мистической силой. Дверь со скрипом открылось, и полено исчезло. У Лорда мурашки по телу по телу не успели как следует рассредоточиться, как вдруг за стеной с оглушительным грохотом на пол упало старое лепное украшение, разбившись вдребезги. На следующее утро за завтраком ребята с ужасом в глазах рассказывали друг другу о пережитой ночи. И только один Ричи Блэкмор с невинными и чуть грустными глазами внимательно и сочувственно их выслушивал. На самом деле Ричи приходилось еще труднее, чем друзьям, – ведь нужно было самому ночью не спать, незаметно прокрадываться к своему стоваттному усилителю "Маршалл", тихо включать его, выставлять максимальную громкость, плавно приближать гитару к динамикам до тех пор, пока динамики не начинали скулить. Приходилось также привязывать и протягивать нитки, заставляя окна хлопать, двери раскрываться, а полено ползти по полу. Творческая жизнь, таким образом, шла не только днем, но и ночью.

1968-1969. Первые репетиции, концерты, контракты и пластинки

Во время репетиций весной 1968 года Ричи Блэкмор пригласил своего старого знакомого звукорежиссера Дерека Лоуренса послушать новую группу. Ребята произвели на Лоуренса хорошее впечатление, и он решил помочь им, тем более, что только что родившаяся новая фирма "Тетра граммотон", вернее, директор этой фирмы поручил Лоуренсу найти какую-нибудь новую интересную группу и попробовать записать ее. Демонстрационные ленты вскоре были уже готовы и посланы в Америку директору "Тетра граммотон". Через пять дней из-за океана пришла телеграмма: "Настоящим подтверждаем аванс 2000 долларов и 9.0% отчислений с продажи пластинок в США, Канаде и Японии тчк Поехали тчк". Девять процентов могут показаться величиной небольшой, но для сравнения можно сказать, что английская фирма EMI предложившая аналогичный контракт в Великобритании, оговаривала всего 8% отчислений и никакого аванса.

Пока стороны обменивались телеграммами и письмами "Deep Purple", тогда еще "Карусель", готовилась к первым гастролям.

 Первый концерт состоялся 20 апреля 1968 года в городе Аструбс, в Дании. Гастроли по Скандинавии были рассчитаны на семнадцать дней, во время которых группа давала одиннадцать концертов. Джон Лорд вспоминает, что первые гастроли решили провести под названием "Карусель". Расчет был простой: если гастроли пройдут плохо, то по возвращении в Лондон название можно будет сменить, а о скандинавских гастролях вообще не вспоминать и никому не рассказывать.

Еще во время репетиции, весной 1968 года, в деревне Саралз Милнз, на столе у участников группы в амбаре все время лежал листок бумаги и ручка. Каждый, кому в голову приходило какое-нибудь название, мог это название записать. Список становился все длиннее. Одно из названий, которое обсуждалось всерьез, было "Орфеи", другое – "Огонь". Наконец однажды утром в конце списка появилось название, написанное рукой Ричи Блэкмора. Два слова: "Deep Purple". "Deep Purple" – это название любимой песни бабушки Ричи Блэкмора, которая была записана еще Бингом Кросби до войны. Окончательное решение называться "Deep Purple" созрело в Скандинавии.

Первая пластинка "Shades of Deep Purple" ("Оттенки глубокого пурпура") была записана всего за два дня: субботу и воскресенье – 11 и 12 мая 1968 года. А 13 мая, в понедельник, звукорежиссер Дерек Лоуренс смикшировал многодорожечную запись и матричная лента была готова. Одновременно с альбомом было намечено записать сингл (45 оборотов, одна дорожка). Сами участники группы считали подходящей для этого композицию на тему группы "The Beatles" "Help!", так как им самим нравилось, как они интерпретировали известную всему миру вещь. Надо отметить, что наряду с прекрасной аранжировкой песни Леннона-Маккарни "Help!", ребята записали и весьма оригинальную, с интерлюдией в модном псевдовосточном духе, обработку известной песни "Hey, Joe!" ("Хей, Джо!"). У дирекции фирмы "Тетра граммотон" появилась идея, чтобы первой "сорокапяткой" стала песня "Hush" ("Тишина"). Как показали дальнейшие события, это было одним из немногих правильных решений, принятых администрацией. Несмотря на то, что "Тетра граммотон" была фирмой новой, за ней все же стоял опыт организации группы крупных кинокорпораций и финансовая помощь им.

"Сорокапятка" вышла летом 1968 года. Реклама новой пластинки была проведена профессионально, с надлежащим размахом, и к сентябрю 1968 года песня "Hush" поднялась в списке журнала "Билл-борд" до четвертого места и принесла группе популярность в США и ФРГ. Успех альбома был скромней – он достиг всего лишь 24 места. На родине, в Великобритании, и альбом, и пластинка "провалились" самым печальным образом. Однако песня "Hush" стала популярной в Европе, в Новом Свете и, как это ни странно, в Новой Зеландии.

В это время ребята жили в Лондоне в гостинице "Ракулз", около вокзала, до тех пор, пока менеджеры Эдвардз  и Колетта не сняли для них небольшой домик номер 13 по Второй авеню, в лондонском районе Актонвейл. Ричи Блэкмор и его невеста Бэбз жили в одной комнате, Джон Лорд и Николас Симпер – в другой, Род Эванс и Иан Пейс – в третьей. Гостиная в доме была общей.

Именно в это время "Deep Purple" впервые выступила по телевидению. Когда все участники собрались в очередной раз в телестудии и пробовали всевозможные дубли, свет и т.д., Ричи Блэкмора, как всегда, не было. Но когда пора было снимать, он вдруг появился, буквально за несколько минут до съемки. Операторы уже готовили к съемкам Ника Ангуса, того самого певца, который год назад чуть не стал участником группы. Ричи заявил, что не видит пользы от того, что все собрались в телестудии, не делая ничего полезного. Он же в то время, когда все готовились к съемкам, повышал класс игры на гитаре в соседней студии, где его никто не знал, а стало быть, и не беспокоил.

В августе группа поехала в Швейцарию, выступила на небольшом стадионе с некоторыми другими группами.

В октябре 1968 года группа по приглашению своей пластиночной фирмы "Тетра граммотон" приехала в Лос-Анджелес в США. Ребята вылетели туда самолетом.

В Америке участников "Deep Purple" поселили в роскошном отеле. Он назывался "Отель заходящего солнца". По случаю их приезда "Тетра граммотон" в спешном порядке выпустила "Тетра-альбом" – красочно иллюстрированный журнал, посвященный событиям из жизни фирмы. Журнал так ярко контрастировал с убожеством лондонской квартиры Джона Лорда с видом на помойку, что произвел на всех огромное впечатление. Фирма организовала для группы американские гастроли, "Deep Purple" должна была сопровождать группу "Queen" ("Королева") в ее концертной поездке по США. Первый концерт состоялся в лос-анджелесском "Форуме" перед шестнадцатью тысячами зрителей. Однако уже после второго концерта в Сан-Диего участники группы "Queen" не взлюбили "Deep Purple". Толпы зрителей буквально отрицали "Queen" на фоне "Deep Purple". Пришлось в спешном порядке переделывать план гастролей, организовывая для "Deep Purple" выступления в различных клубах.

В середине января 1969 года "Deep Purple" вернулась домой и стала готовить материал для следующей пластинки, запись которой состоялась в середине февраля 1969 года. В марте 1969-го Ричи Блэкмор и Джон Лорд, не сговариваясь, почти одновременно женились.

Итак, новая пластинка называлась просто "Deep Purple". Она вышла в апреле 1969 года, и поэтому название "April" ("Апрель") прочно пристало к этой пластинке. На конверте репродукция картин Иеронима Босха. Музыка в среднем темпе. В меру рока, в меру классики, в меру электроники. Приятная пластинка, не более. В Англии третий альбом (второй прошел не заметно) был выпущен только в октябре 1969 года. И не смотря на то, что в нем было записано уже больше своего материала, основной упор делался все же на чужие песни. Такая политика, проводимая по настоянию фирмы "Тетра граммотон", имела вредные последствия, так как в Англии стали говорить о "Deep Purple" как о еще одной "легковесной группе".

Впоследствии немало сил и времени было потрачено, чтобы это впечатление изжить. Ричи Блэкмор был страшно возмущен решением фирмы. В апреле 1969 года "Deep Purple" опять побывала в Америке на гастролях, во время которых события приняли зловещий характер. В группе намечался раскол. Ричи Блэкмор, Джон Лорд и Иан Пейс разошлись с певцом Родом Эвансом и бас-гитаристом Николасом Симпером. Группу сопровождал менеджер Джон Колетта. Незадолго до конца гастролей между ним и тремя "отколовшимися" произошел тяжелый разговор. Блэкмор, Лорд и Пейс сказали, что больше они так играть не могут, Колетта уговорил их довести гастроли до конца, так как этого требовал контракт. Об этих временах Ричи Блэкмор вспоминает: "Род Эванс был не плохим певцом, но певцом балладного стиля. Баллады он пел прекрасно, но во время исполнения громких номеров голос его не передавал страсть, на ноты он не попадал. И поскольку группа двигалась в направлении хард-рока, стиль ее все меньше подходил голосу Рода Эванса. Ник Симпер, в общем-то прекрасный басист, также не мог двигаться в этом направлении, он топтался на месте, поскольку, в сущности, был рокером старого стиля". Еще с момента создания группы ее участниками был установлен закон, что все важные решения будут приниматься большинством голосов. В данном случае большинству пришлось подчиниться. Ник Симпер был очень обижен, расстроен, уязвлен, но Род Эванс, как это ни странно, виду не показал. Вскоре он обручился с американкой из богатой семьи, чтобы потом уехать жить в США.

Вернувшись в Англию, "Deep Purple" выступала в старом составе еще семь раз. Последний концерт группы "Deep Purple", первой модели, если так можно выразиться, состоялся 4 июля 1969 года. При уходе из группы певцу и бас-гитаристу выдали трехмесячное жалование, позволили взять необходимые усилители. Кроме того, им было предложено либо получить крупную единовременную сумму, либо получать в будущем отчисления от продажи пластинок, записанных с их участием. Ник Симпер соглашаться не стал – подал в суд и после долгого разбирательства получил десять тысяч фунтов, но потерял право на отчисления в будущем.

Род Эванс в суде не участвовал, единовременной суммы не получил и, как показали события, не прогадал, так как в течение восьми лет только от продажи старых пластинок он получал ежегодно по пятнадцать тысяч фунтов.

(продолжение следует… – 1969. В поисках направления.
Концерт для группы и оркестра).

Приглашаю на страничку "Индивидуальная электронная коммерция" по адресу - www.interbiz.boom.ru

Для связи, в конце каждой странички имеется адрес моей электронной почты. Буду не против почитать Ваши отзывы и в гостевой книге.

Хорошей критике буду только благодарен.
Уверен - через пару, другую лет интернет будет
у большинства жителей нашей страны и в частности - Тюмени.

С уважением, Борис Панов.

Фото Вениамина Панова
Ваши отзывы и пожелания высылайте по адресу: bpan@online.ru            
SpyLOG
С уважением, Борис Панов.
Hosted by uCoz