Панов Борис Вениаминович

Очень хотелось бы узнать, какие из страничек Вам более интересны...

 

главная страничка

немного истории

гастроли
последних лет

премьеры
последних лет

текущий репертуар

наши актеры

открытие сезона

репертуар месяца

предстоящие премьеры

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

вход в архив

главная страничка

Добрый день, уважаемые гости!

Продолжение рассказа о рок-группе "Deep Purple".

1969. В поисках направления.
Концерт для группы и оркестра

 В разгаре всех этих приходов и уходов, а также переходов, выпуск второго альбома группы "Book of Taliesyn" ("Книга Теилисина") в Англии в 1969 году прошел для публики почти незаметно. С одной стороны, на пластинке не было ничего, что привлекло бы к ней внимание, с другой – у администрации фирмы "Тетра граммотон", записывающей группу, хлопот был полон рот. Ей было не до рекламы пластинки. Из Америки менеджерам "Deep Purple" поступали тревожные донесения о том, что "Тетра граммотон", задолжавшая огромную кучу денег, находится на грани банкротства. Ее долг в июне 1968 года составлял миллион долларов, а к февралю 1969 года уже два миллиона. Дело в том, что пластиночная компания было отделением основной, которая вкладывала деньги в кинофильмы, проваливающиеся один за другим. Но владельцам фирмы нужно было поддерживать иллюзию успеха. Они по-прежнему содержали огромный штат, по-прежнему принимали посетителей в огромных кабинетах с коврами, по-прежнему ездили на лимузинах и летали первым классом. Короче говоря, деньги, на которые рассчитывали участники "Deep Purple", из Америки не поступали. И для того чтобы как-то жить, менеджеры начали организовывать для группы максимальное количество выступлений. Поскольку Англия – страна небольшая, на гастроли там ездят своим транспортом. И вот на микроавтобусе, выкрашенном в пурпурный цвет, и на двух машинах участники группы "Deep Purple" гастролировали вместе с оборудованием.

В будущем мы увидим, что нет худа без добра, и что банкротство "Тетра граммотон" пошло, в конце концов, на пользу "Deep Purple". Но тогда, летом 1969 года, кривая материального успеха печально смотрела вниз. Но ребята все же не скучали. Они были вместе, впереди их ждали голубые дали, музыка их была даже для них самих, им было весело, интересно и смешно. В дороге они все время шутили, смеялись и были вполне довольны жизнью бродячих артистов.

Где-то в конце 70-х годов, уже после распада группы "Deep Purple", Ричи Блэкмор будет часто вспоминать об этих днях: "Мне всегда нравилась классическая музыка, особенно та, где присутствует партия виолончели, – говорит Блэкмор. – Я сам иногда поигрывал на этом прекрасном инструменте, испытывая максимум наслаждения от звучания волшебных струн. Но в то же время я всегда помнил, что стать настоящим виолончелистом симфонического оркестра не смогу никогда, так как всегда считал игру в оркестрах такой скукой, которая бы на меня действовала угнетающе. Я не могу играть сидя на одном месте. В общем, все это было довольно скучно. Поэтому мне всегда приходилось между народной музыкой и классикой, с одной стороны, без которых я жить не мог, и роком – с другой. Больше всего для этой жизни подходил балаганный стиль существования, то есть поездки со всеми инструментами и аппаратурой на своем транспорте по белу свету. Тогда мы были счастливы".

Роджер Гловер, взятый на место бас-гитариста, и Иан Гиллан были также счастливы, так как в последнее время к их песням в группе относились все серьезнее. Одна из первых песен, которую группа "Deep Purple" в новом составе стала репетировать, была "Speed King" ("Король скорости"). Не смотря на то, что новому составу пришлось выучить новый, а бас-гитаристу и певцу старый материал, группа постоянно репетировала все свои номера, ставшие в будущем классикой и вошедшие в историю рок-музыки золотой строкой.

Перед началом репетиций и выступлений был нанят небольшой речной катер, и участники группы все вместе отправились в небольшое путешествие вверх, а потом и вниз по Темзе. Взяли с собой кучу пластинок, инструментов и решили отдыхать содержательно и культурно. Ричи Блэкмор прихватил с собой духовое ружье, и, усевшись на палубе, постреливал в проплывавшие мимо объекты. На третий день катер достиг Уиндера, где недалеко от реки в фамильном замке королевская семья обычно проводила лето. Волосатый снайпер на катере привлек внимание местной полиции. И вскоре Ричи предстал перед судом за использование оружия. Менеджерам пришлось замять этот инцидент, и впрочем, не впервой.

Долгими летними вечерами ребята обсуждали будущие музыкальные направления "Deep Purple", а Джон Лорд тем временем в споры не вторгался, а готовил тихо, в стороне, чтобы никто не мешал, материал совсем необычного свойства. Он давно говорил, что мечтает написать сюиту для группы и симфонического оркестра, которую хорошо было бы представить в королевском Альберт-холле.

Менеджер Тони Эдвардс, выслушав однажды эти мечты, без разговоров, не сообщая ничего ребятам, позвонил в Альберт-холл и нанял в сентябре помещение для концерта, а потом заявил Джону Лорду, что дает ему шесть месяцев на завершение проекта. Когда Джон Лорд понял, что Эдвардс не шутит, набросился на работу, используя каждую свободную минуту и часто даже просиживая ночами за партитурой.

 Концерт должен был состояться в сентябре 1969 года. Когда первая часть была написана, ее отнесли музыкальному издателю, который пообещал, что поможет найти дирижера. Джон Лорд вспоминает: "Этот маститый издатель был другом знаменитого директора Малькольма Арнольда. По просьбе издателя Арнольд поехал в Лондон, посмотрел мою партитуру и, к великому изумлению Тони Эдвардса, нашего менеджера, дал согласие дирижировать оркестром". Вскоре начались репетиции симфонического оркестра. Репетиции проходили на протяжении трех дней.

Блэкмор вспоминает: "Несмотря на то, что в симфоническом оркестре было сто десять человек, один аккорд, извлекаемый из моей гитары, заглушал всех участников, вооруженных скрипками, альтами, виолончелями и контрабасами".

Но помимо того, что существовали технические и звуковые затруднения, с первого же дня возникали еще и музыкальные несовместимости, и даже несовместимости психологические. Профессиональные музыканты, имеющие законченное высшее музыкальное образование, все сто десять человек, с  естественным негодованием взирали на группу длинноволосых "недоучек" и, как им казалась, "бесталанных выскочек".

Первая часть звучала скверно. Джон Лорд сник до отчаяния, а Тони Эдвардс сидел в зале тихо, схватившись за голову руками. Постепенно в рядах почтенных симфонистов назревал мятеж. Однажды во время репетиции одна дама, игравшая на скрипке, вскочила с места и заявила во всеуслышание "Я не для того пришла работать в Лондонский филармонический оркестр, чтобы играть с какими-то второразрядными Битлз".. При этом она покосилась на Пейса и, забрав свою скрипку, покинула репетицию, не спросив даже разрешения у дирижера.

Но все же конфликт был постепенно преодолен, и первая часть постепенно была отшлифована, получив новое звучание. Когда же был устроен первый небольшой показательный концерт перед собравшимися специалистами и публика аплодировала с одобрением музыкантам и дирижеру, то все уже было позади – и сомнения, и личная неприязнь.

"Когда мы закончили играть первую часть, – вспоминает Лорд, – ко мне подошла та самая леди, что покинула зал во время репетиции, протянула руку и, улыбнувшись, принесла извинения".

Полный концерт в Альберт-холле вызвал благожелательные отклики на самых разных уровнях. Журналисты, работники телевидения и радио поняли, что перед ними не просто "музыкальные ребята", а серьезные люди. Передовая часть рок-меломанов почувствовала, что ей предлагают нечто большее, чем традиционное развлекательное поп-шоу, как это было во времена Великих Битлз. (Имеется в виду период бурных выступлений "The Beatles" в 1963-67 годах, когда на Англию накатила волна "национальной истерии" – битломания.)

Телекомпания Би-Би-Си пригласила ребят на несколько премьерных программ, брала у них интервью, так как всех интересовали их творческие планы. Тогда "Deep Purple" увлекалась музыкальным формотворчеством и, в основном, опиралась на классическое наследие прошлого. Лорд здесь занимал лидирующее место. Но даже во время этого весьма неровного периода было ясно, что Ричи Блэкмор намерен переориентировать группу на хард-рок. Но вначале главенствующей фигурой в группе был Джон Лорд. Его классические наклонности обусловили обращение к сложным формам арт-рока. Такие вещи, как "Anthem" ("Гимн") со второго диска и "April" ("Апрель") с третьего, включали пышные струнные аранжировки в стиле  барокко.

В начале 1970 года пластинка с записью группы и оркестра под названием "Концерт для группы и оркестра" ("Concerto for Group and Orchestra") была выпущена в Англии и в Америке. Вот один из отзывов: "Музыка "Концерта.." представляла собой довольно неглубокое и усредненное псевдоклассическое произведение а-ля Моцарт, время от времени прерываемое виртуозными, но абсолютно бессмысленными соло на органе и электрогитаре". Впоследствии сам Лорд назвал "Концерт" наивным, но в то время это производило впечатление". По обеим сторонам Атлантики успех пластинки был более чем скромным. Но это было уже не так важно, так как многочисленные рецензии, статьи и отзывы уже были написаны, и задолго до появления пластинки.

 1970. Классический состав – классическое звучание.

 Ричи Блэкмор, наконец, решил, что пришло время действовать и ему. И он начал постепенно со все большей настойчивостью вести свою музыкальную политику и предлагать все больше материала. С сентября 1969-го по апрель 1970-го шла запись альбома под названием "Deep Purple in Rock" ("Запечатленные в камне").

Интуитивное чутье Блэкмора нашло великолепное подтверждение в ошеломляющем успехе альбома "Deep Purple in Rock". С выходом пластинки "Deep Purple" стали окончательно группой тяжелого рока. Произошло это в июле 1970 года.

Лорд: "Могу констатировать, что случилось то, чего Ричи постоянно добивался".

Итак, время "Deep Purple" началось в июле 1970 года. Распались "The Beatles", признанные предводители рок-музыки. Кто заменит их? Главным претендентом на престол была группа "Led Zeppelin", но в гонке за лидерство участвовали и "Rolling Stones", и коммерческие возродители примитивного рока "Creedence". Но все они были на время забыты, когда вышла пластинка "Deep Purple in Rock". Все радиостанции передавали "Speed King" ("Король скорости"), "Into The Fire" ("В огонь") и "Child In Time" ("Дитя во времени") – лучшие песни диска. Современный металлический рок корнями уходит в этот период, в музыку "Led Zeppelin", "Deep Purple", "The Who" и им подобных. Но в 1970 году ни термин, ни, так сказать, философия тяжелого рока еще не были изобретены. В 1970 году "Deep Purple" определили термином "прогрессив", так как под этим названием прочно понималась глубина намерений музыкантов, высокий уровень их исполнительства.

Итак, пластинка "Deep Purple in Rock" вышла в 1970 году. Но не в апреле, когда была закончена, а лишь несколько месяцев спустя, когда утрясены были все проблемы с обанкротившейся фирмой "Тетра граммотон". Но, как говорится, нет худа без добра. Дело в том, что компания "Тетра граммотон" была приобретена могущественной корпорацией, "съедавшей" всех своих соседей. И к лету 1970 года  "Deep Purple" получила не только все платежи по задолжностям, но и, автоматически, новый контракт с одной из самых мощных фирм грамзаписи. Радости ребят не было предела! Однако деятели новой дружественной фирмы особой радости по поводу товарищеского с новой группой не высказывали. Их в основном интересовали модные эстрадные певцы, доставшиеся от "Тетра граммотон" по наследству.

Новая фирма называлась "Уорнер Бразерс". Вскоре она настояла на том, чтобы группа приехала в США и на огромной площадке под открытым небом исполнила сюиту из своих произведений. Площадка эта находилась в Голливуде. Кроме того, было организовано еще несколько концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе. Но на этом все не кончилось, поскольку пластинки "Deep Purple" не создавали массовую аудиторию группе в США, да и новая фирма как-то не очень много приложила сил для рекламы концертов. По обычной, установившейся схеме в США популярные группы и певцы сначала выпускают свои пластинки массовыми тиражами, а потом уже эти песни звучат в концертном исполнении. В случае с "Deep Purple" дело обстояло совсем по другому. Один раз побывав на концерте, публика возвращалась к пластинкам, чтобы еще раз в спокойной обстановке пережить услышанное. Именно этот процесс, начиная с лета 1970 года, и происходил в Англии с "Deep Purple". Ребята завоевывали свою публику, что называется, "в ближнем бою".

9 августа 1970 года "Deep Purple" должна была своим выступлением заканчивать джазовую программу Национального фестиваля. Но вдруг незадолго до выхода Тони Эдвардс узнал, что еще одна группа добивается разрешения закончить фестиваль. Вот что об этом вспоминают ребята:

Иан ГИЛЛАН: "Группа эта называлась "Yes" ("Да"). Всякий, кто бывал на концертах, знает, что заканчивает представление самый популярный состав. Нам предложили выступать предпоследними. Наш престиж резко падал".

Иан ПЕЙС: "В середине нашего выступления стало известно, что участники группы "Yes" появились. Мы сразу приняли решение: "Не отдадим родной земли врагу!"

Ричи БЛЭКМОР: " По моему указанию рабочие сцены разлили по ней и по колонкам бензин, нацепили на швабру горящую тряпку и по моей команде во время игры кинули эту тряпку на сцену. К этому моменту участники группы "Yes" уже были совсем близко от сцены, приноравливаясь уже, где что разместить и где кому расположиться".

Джон ЛОРД: "Взрывной волной едва не снесло наших врагов. Ричи внезапно сам вспыхнул, но сумел сбить пламя, однако гитара его продолжала гореть ярким пламенем. Поэтому он вынужден был опуститься на колено и продолжать партию. "Мы должны выступать последними, и мы выступим последними" – бормотал он сквозь зубы".

Публика была в трансе. Видимо, это произвело большое впечатление. Но закончить свое грандиозное выступление группа "Deep Purple" не смогла, так как тут же откуда-то примчались пожарные, и "все испортили", как считали сами участники "Deep Purple". Более того, группа "Yes" все-таки выступила, хотя и с некоторым опозданием, а из тысячи фунтов стерлингов, причитавшейся группе "Deep Purple" за концерт, администрация фестиваля вычла крупную сумму за вынужденный ремонт сцены и поломанные стулья.

Публика, побывавшая на концертах, знала, чего ей ожидать и от пластинки. Поэтому выход альбома "Deep Purple in Rock" был успешным. На конверте альбома все участники были изображены высеченными в огромной скале. Использована была игра слов и еще како-то смысл. Об этом говорит Тони Эдвардс, менеджер группы: "Слово "рок" можно понять еще и как "скала", так как оно имеет несколько значений. Здесь также содержится намек и на эпохальную значимость группы "Deep Purple". Мы узнали, что в США живет один скульптор, который высек из скалы многометровые лица пяти выдающихся американских президентов, потратив на эту работу более двадцати лет. И конверт нашего альбома имел в виду то же самое, что и работа американского скульптора".

Но все же альбом не поднялся выше четвертого места в списке хит-парада. Он оставался в лучшей двадцатке популярных альбомов до конца 1970 года и в списке лучших тридцати до середины 1971 года.

Роджер Гловер вспоминает: "С моей точки зрения, "Deep Purple in Rock" была лучшей пластинкой группы, потому что в ней были свежесть, честность, искреннее отношение к своей музыке, которую нам так впоследствии и не удалось переиграть".

Гастроли продолжались все лето 1970 года до ноября. В середине ноября группа приехала в Скандинавию. 

В следующем выпуске – 1971 – 1972. В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ
"FIREBALL", "MACHINE HEAD" и другие.

Приглашаю на страничку "Индивидуальная электронная коммерция" по адресу - www.interbiz.boom.ru

Для связи, в конце каждой странички имеется адрес моей электронной почты. Буду не против почитать Ваши отзывы и в гостевой книге.

Хорошей критике буду только благодарен.
Уверен - через пару, другую лет интернет будет
у большинства жителей нашей страны и в частности - Тюмени.

С уважением, Борис Панов.

Фото Вениамина Панова
Ваши отзывы и пожелания высылайте по адресу: bpan@online.ru            
SpyLOG
С уважением, Борис Панов.
Hosted by uCoz