Панов Борис Вениаминович

Очень хотелось бы узнать, какие из страничек Вам более интересны...

 


главная страничка_2

немного истории

гастроли
последних лет

премьеры
последних лет

текущий репертуар

наши актеры

открытие сезона

репертуар месяца

предстоящие премьеры

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

вход в архив

главная страничка

Добрый день, уважаемые гости!

Продолжение рассказа о рок-группе "Deep Purple".

 

1971 – 1972. В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ
"
FIREBALL", "MACHINE HEAD" и другие.

 

Следующую пластинку "Fireball" ("Метеор" или "Комета") начали записывать в 1971 году. Но запись затянулась на несколько месяцев, так как группа еще ездила на гастроли. Закончилась запись в июне 1971 года. Финансовые дела пошли теперь несколько лучше. Из-за налоговых соображений пластинки теперь записывались только за границей.  "Метеор" был последним альбомом, записанном на родине.

Гастроли 1971 года проходили удачно. Единственной "неприятной нотой" для группы стала таинственная болезнь басиста Роджера Гловера. Как только он выходил на сцену, его схватывали желудочные колики. Доктор прописал ему успокоительное. Но это не помогло. Тогда Роджер пошел к очень дорогому, но отличному специалисту, который после десятиминутного осмотра заявил, что Гловер абсолютно здоров и выставил счет за консультацию на двести фунтов стерлингов. Все же боли в желудке усиливались, и Гловер с трудом выстаивал до конца выступления. Иногда его даже приходилось подменять на несколько минут. В отчаянии он готов был уже забросить все гастрольные поездки, пока наконец, по совету своего врача не обратился к гипнотизеру. Курс гипноза снова сделал Роджера здоровым человеком. Как выяснилось, колики были вызваны подсознательным нервным напряжением.

Однажды, когда Гловер кривился от боли, Ричи Блэкмор, подойдя к нему, дружески сказал: "Если ты все равно умираешь, не можешь ли ты умереть на сцене, во время концерта, тогда кремацию трупа можно было бы включить в сценическое шоу!"

Любимым гастрольным увлечением Блэкмора к этому времени стала стрельба из рогатки. При слове "рогатка" нам вспоминается вильчатый кусок дерева, старые папины подтяжки и язык от заношенных башмаков. Но в Англии рогатки изготовляются специальной фирмой фабричным способом, а самые дорогие модели имеют даже ручной упор для более сильного оттягивания и прицел. Такие рогатки бьют далеко и с устрашающей силой и точностью. И чтобы не причинять никому физических мучений, Ричи стрелял крыжовником, предпочтительно более спелым. Ему удавалось вышибать из рук невинных граждан сигареты и газеты. Развлечение это кончилось, когда в один прекрасный день Ричи имел несчастье попасть из своей любимой рогатки в голову одного из рабочих, прокладывавших дорогу. У рабочих была машина, и они не замедлили пуститься вдогонку за обидчиками. К счастью, их машина вскоре застряла в дорожной "пробке", а музыканты, счастливые оттого, что ушли от погони, умчались дальше в автобусе, увозившем их на концерт. И кто знает, что было бы, если бы их догнали рабочие? Может быть, пришлось бы отменять концерт.

Но вернемся к пластинке.

В июле запись концерта была закончена, а компания "Уорнер Бразерс" выпустила ее в Америке. Вскоре группа должна была уехать на гастроли в США. В Англии пластинка вышла в сентябре.

Важнейшим компонентом песен "Deep Purple" всегда являлся текст. У большинства групп до "Deep Purple" он был явно вторичным элементом. Кроме того, "Deep Purple" включила в роковую схему элементы классической музыки, широко и виртуозно использовала орган в качестве солирующего, наравне с электрогитарой, инструмента.

Еще до "Метеора", сразу после гастролей в США выходит сорокапятка "Black Night" ("Черная ночь"), которая занимает сразу первое место в хит-параде уже в самой Англии, а это кое-что значит. И вот уже ведущие музыкальные программы, вспоминая "Битлз" и битломанию, впервые после распада ливерпульской четверки, утверждают зарождение новой мании – повального увлечения группой "Deep Purple".

Еще больше подогрело настроение публики сообщение о том, что Иан Гиллан споет арию Иисуса Христа в опере Уэббера и Раиса. Пожалуй, участие в опере "Иисус Христос – суперзвезда" принесло Гиллану не меньший успех, чем вся его деятельность в качестве солиста "Deep Purple". Можно сказать, что своей популярностью опера, в музыкальном отношении намного отстающая, к примеру, от опер "Томми" группы "The Who" или оперы "Артур" группы "Kings", в огромной степени обязана этому дуэту: Иан Гиллан – Мюррей Хэд (Иисус – Иуда).

Итак, на дворе стоял июль 1971 года. Группа была на гастролях в США, а июне была записана (как уже говорилось) пластинка "Fireball" ("Метеор"), которая поднялась на вершину британского списка долгоиграющих пластинок. И, несмотря на то, что она оставалась там не долго, репутация группы "Deep Purple" как группы высшей категории была прочно закреплена. Правда "Метеор" считался хуже предыдущей пластинки, столь нагремевшей, но на этом диске было несколько интересных песен: "The Mule" ("Мул"), "Fools" ("Дураки") с продолжительными пассажами Блэкмора на виолончели. Вообще, классическое влияние заметно на этом диске более, чем на любом другом. Еще радикальнее стали тексты. Такие песни, как "Fools" и "No, No, No" ("Нет, нет, нет), могут быть без всяких преувеличений отнесены к песням протеста.

Но все это было уже вторичным, а на первый план у группы вышла отнюдь не музыкальная проблема денег. С этого и началась деградация группы – Джон Лорд начал записываться с Тони Эштоном, Роджер Гловер опробует себя как продюсер, Иан Гиллан работает "на стороне" – поет партию Иисуса.

В сентябре 1971 года "Deep Purple" снова выступали в Англии и закончили свои концерты в лондонском Альберт-холле. Родители наших героев были приглашены, как полагается, в королевскую ложу. Вскоре после этого концерта, правда, выступления всех рок-групп в Альберт-холле были запрещены навечно.

В сентябре-ноябре 1971 года были запланированы гастроли в Америку. На этих гастролях "Deep Purple" должны были выступить "красной стрелой". Но перед началом концертов Иан Гиллан заболел инфекционной желтухой. Гастроли отменили, и только через два месяца, слегка оправившись, Гиллан встретился с друзьями в швейцарском городе Монтре, куда все они съехались записывать следующую пластинку "Machine Head". Первоначально запись планировалось проводить на передвижной студии "Роллинг Стоунз" – "Мобайл". Студию намеревались поставить около концертного зала казино, провести от студии, то есть от огромного автобуса, провода на большую сцену здания, где размещались бы музыканты с инструментами.

В день приезда в казино концерт Фрэнка Заппы и его группы. Все ребята пошли на концерт, во время которого какой-то жизнерадостный идиот пустил в потолок цветную ракету. Начался пожар, и хоть всем зрителям удалось выбраться целыми и невредимыми, зал сгорел. Пластинку записывать стало негде.

Вообще, все было кстати, так как сами ребята всегда называли себя самой невезучей группой в мире: как-то из грузовика вывалился и разбился вдребезги уникальный орган Джона Лорда, Иан Пейс регулярно терял свою ударную установку, а Ричи Блэкмор непременно заболевал перед гастролями. А теперь вот пожар поддержал эту репутацию, придуманную ради рекламы самими же участниками группы. И надо сказать, этой легенде о "невезучих" ребята следовали постоянно и старательно. Что поделаешь – реклама!

На дворе стоял декабрь 1971 года. Туристов было мало, и вскоре удалось снять за небольшую сумму пустовавшую гостиницу "Гранд-отель". Самым подходящим для репетиций оказался длинный Т-образный коридор, добираться до которого из передвижной студии приходилось через задний ход, кухню и еще пару открытых балконных переходов.

Пожар в казино вдохновил ребят на песню, которая впоследствии стала одной из самых широко известных композиций "Deep Purple". Эта песня стала составной частью рок-языка.
"Слова для нее, – говорил Иан Гиллан, – я набросал на бумажной салфетке, глядя из окна на озеро, над которым еще клубился дым догоравшего пожара". Название же песни приснилось Роджеру Гловеру, словно Менделееву его таблица химических элементов, три дня спустя после пожара. Он вспоминал иногда: "Я проснулся среди ночи весь в поту и почему-то громко сказал: "Дым над водой".

Несмотря на технические трудности, а может благодаря им, пластинка "Machine Head" удалась. Многие песни стали классическими. Со временем она стала самой популярной пластинкой группы. Количество проданных экземпляров достигло трех миллионов. Правда, по другим источникам этот диск считается вторым по популярности после "In Rock".

Лишь две вещи с диска: "Lazy" ("Ленивый") и "Highwary Star" ("Звезда автострады") – были отрепетированы заранее. Все остальные были написаны тут же, на месте, почти сымпровизированы. Но нельзя не заметить явной монотонности этого диска, использования отработанных приемов и клише и в музыке, и в текстах.

1972 год был для группы напряженным. Ребята совершили пять гастрольных поездок по Америке и закончили бы шестую, если бы от инфекционной желтухи не свалился с ног другой член группы – Ричи Блэкмор.

В конце 1972 года по числу продаваемых пластинок "Deep Purple" стала самой популярной группой в мире. Золотые диски шли к группе просто пачками.

После перенесенной желтухи Ричи Блэкмор был посажен врачами на строгую диету, которую во время гастролей соблюдать было трудно. В конце концов он купил переносную плиту и готовил себе сам в гостиничных номерах.

В июле 1972 года участники группы вылетели в Рим для записи нового альбома под названием "Who Do We Think We Are?" ("Кто же мы такие?"). Записи эти оказались, в общем, безрезультатными. Дело в том, что Ричи Блэкмор стал критически относиться к певцу Иану Гиллану. В конце концов, 9 августа, ввиду явной безрезультативности, запись прервали, и группа вылетела в Японию.

Записи японских концертов в августе 1972 года вошли в пластинку под названием "Made in Japan" ("Сделано в Японии"). Вот как об этих гастролях отзывалась в то время пресса: ""Deep Purple" – одна из лучших сценических групп. Своим поведением на сцене она старается визуально подчеркнуть характер исполняемой музыки, она не скрывает своих эмоций, заставляет слушателей острее почувствовать песню, "врубиться" в нее. И это ей удается даже перед не говорящей по-английски аудиторией. Все они – разносторонние музыканты, к тому же идеально сыгранные. "Deep Purple" на концертах пускается в продолжительные импровизации, и некоторые песни, длящиеся 5 минут на пластинке, превращаются на концертах в получасовые сюиты. С другой стороны, группе удалось максимально приблизить звучание на концерте к студийному, пластиночному эталону, что (как сказал Джон Лорд) "всегда было главной задачей группы,  и притом – очень сложной задачей, учитывая насыщенность дисков различными студийными эффектами.

Япония встречала "Deep Purple" чуть ли не как национальных героев. Цветы, подарки, плакаты, транспаранты… Но самое удивительное было то, что на концерте после музыкального вступления двенадцать или тринадцать тысяч зрителей, все, все как один, запели на английском языке слова песни "Child In Time".

После Японии группа вновь поехала в Америку, и именно во время этих гастролей Иан Гиллан принял решение покинуть "Deep Purple". Он говорил: "Мне кажется, группа остановилась в своем музыкальном развитии, выступления превратились в какие-то эстрадные концерты, и со сцены мы иногда уходили, не пропотев как следует. Но дело не в поте, а в том, что исчезло возбуждение".

Не говоря ничего товарищам по группе, Гиллан написал в Лондон менеджерам Джону Колетте и Тони Эдвардсу письмо с заявлением об уходе. Уговорить Гиллана остаться им так и не удалось. Но он пообещал не делать по поводу ухода никаких публичных заявлений и отработать гастроли и записи до середины следующего года.

В ноябре 1972 года группа поехала в Германию продолжать работу над альбомом "Who Do We Think We Are?" Записывались все на той же передвижной студии "Роллинг Стоунз". К этому времени отношения между участниками группы стали довольно прохладными. Шутки и балаганы прекратились, анекдотов никто не рассказывал, Блэкмор забросил свою любимую рогатку, и они с Гилланом друг на друга не смотрели. Теперь Иан Гиллан стал селиться отдельно, на самолетах с группой не летал, предпочитал наземные виды транспорта. В декабре 1972 года была выпущена пластинка "Made in Japan". Она была восторженно принята публикой, но в самой группе, а в частности, в лондонской штаб-квартире "Deep Purple", царила мрачная подавленность.

1973. Начало кризиса

Иан Гиллан уходил… В 1973 году выходит наконец диск "Who Do We Think We Are?", пожавший бурю. Альбом получился очень симпатичным и ровным. Но критика все же отметила, что, несмотря на возросшее исполнительское мастерство членов группы, музыка их явно деградировала в композиционном смысле. Вновь и вновь повторяя приемы, удачно найденные в "In Rock", группа зашла в тупик, повторяя самих себя.

В газетных интервью того времени музыканты не скрывают своей неудовлетворенности сложившимся положением. Кроме того, Ричи Блэкмор и барабанщик Иан Пейс поговаривали о создании новой собственной группы, а Роджер Гловер и Джон Лорд, по их мнению, в эту новую группу не годились. Они решили уйти от них.

Предвидя катастрофу, менеджеры встретились с Гловером и Лордом и поставили перед ними задачу – сохранить группу любой ценой. После долгих разговоров Джону Лорду удалось убедить Иана Пейса не уходить. После того как Пейс согласился остаться, Ричи решил, что уходить одному тоже нет смысла. Он тоже решил остаться, но поставил условие: в группе должны произойти музыкальные перемены. Нужен будет, в частности, не только новый певец, но и новый басист.

С самого начала своей карьеры "Deep Purple" – пример чрезмерной эмоциональности, Ричи – человек в черном, фантастический музыкант, безукоризненный джентльмен. Но он мог быть и безжалостным, если речь шла о музыкальном материале, который не соответствовал его представлениям о совершенстве. С требованием Ричи менеджерам пришлось согласиться, и в начале 1973 года "инициативная тройка" приняла решение постепенно отстранять от группы и вытеснять басиста Роджера Гловера. Вскоре тот заметил, что ребята стали относиться к нему со странной прохладцей, перестали прислушиваться к его предложениям и никуда звали его с собой. Состояние его становилось все более угнетенным. И дело дошло все же до того, что после одного из концертов фоторепортер сфотографировал Гловера в своей грим-уборной в настолько подавленном состоянии, что фото поместили в одном из журналов с подписью: "Вот до чего доводит рок-н-ролл!"

Наконец в июне 1973 года, во время гастролей в Америке, во Флориде, Роджер Гловер подошел к менеджеру Тони Эдвардсу и потребовал объяснений. Эдвардс сначала отвечал уклончиво, но Гловер настаивал. В конце концов Эдвардсу пришлось объяснить, что Ричи Блэкмор останется в группе только при условии, что уйдет басист Роджер Гловер.

Возмущенный и оскорбленный Гловер тут же заявил об уходе, и последний концерт они отыграли в Японии, в городе Осака, 29 июня 1973 года. После этого концерта Ричи Блэкмор подошел к Гловеру и сказал: "Ничего лично против тебя не имею, Роджер, но твой уход необходим из музыкальных соображений". И он пожал Гловеру руку, а тому пришлось проглотить эту горькую пилюлю. Через несколько дней на нервной почве у Гловера началось сильное расстройство желудка и кишечника, и, вернувшись в Лондон, он не выходил из дома три месяца.

В следующем выпуске – 1973 -1975. Третья смена.
Гленн Хьюз, Дэвид Ковердейл.

Приглашаю на страничку "Индивидуальная электронная коммерция" по адресу - www.interbiz.boom.ru

Для связи, в конце каждой странички имеется адрес моей электронной почты. Буду не против почитать Ваши отзывы и в гостевой книге.

Хорошей критике буду только благодарен.
Уверен - через пару, другую лет интернет будет
у большинства жителей нашей страны и в частности - Тюмени.

С уважением, Борис Панов.

Фото Вениамина Панова
Ваши отзывы и пожелания высылайте по адресу: bpan@online.ru            
SpyLOG
С уважением, Борис Панов.
Hosted by uCoz