Орел Владимир Васильевич  

 

Владимир Орел

Заслуженный артист Российской Федерации

 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Орел Владимир Васильевич родился в 1951 году в селе Луговки Киевской области.
Окончил Харьковский институт искусств в 1972 году.

С 1972 по 1975 год работал в Ворошиловградском театре.
С 1975 по 1977 год – в Томском драмтеатре.

В Тюменском театре работает  с сентября 1977 года.

Заслуженный артист России с 1997 года.

Сцена из спектакля "Ревизор" - в центре В. Орел


Владимир Рогачев о Владимире Орле

... Орел довел до высшей точки апогея, психологически и в манерах являя нам свое лицо благородного сословия, в минуты самооценок - свой люденс-реализм человека из наших дней, обсуждающего вечные проблемы любви и жизни в игровом поле на излете возрождения.

Орел из тех людей, которые, как сейчас говорят, что они сами сделали себя. Он родился в сельском районе под Киевом в учительской семье. Его не зажимали, давали проявить себя. На пороге школы сделал выбор. "Я сам решил уйти из дома и строить судьбу". Стал студентом театрального отделения Харьковского института искусств. Орлу повезло с наставниками, уроки мастерства ему давали народные артисты Советского Союза Евгений Бондаренко и Валерий Ивченко.

Сезоны 1972-1975 г.г. провел в русском драматическом театре Луганска. Рядом Краснодон, история молодого антифашистского подполья в годы Великой Отечественной. В знаковом спектакле "Молодая гвардия" Орел играл заводилу и решительного Сергея Тюленина. Помнит ту радость творческого общения, которая случилась с приездом в Луганск Олега Ефремова, поставившего в его театре прошумевших во всем Союзе "Сталеваров".

"Мирандолина" - Владимир Орел, Татьяна Пестова

Орел верен своим любимым учителям, особенно режиссерам, с которыми связаны этапы его актерского совершенствования. Помимо Ефремова и Воробьева, он обязательно назовет Феликса Григоряна (Томский театр 70-х годов), Александра Цодикова (работал в Тюмени в конце 80-х).

Но вернемся на Украину. Молодому актеру надоели вызовы в военкомат и все эти унизительные дела с отсрочками от военного призыва. И снова Орел решает сам, уходит служить в армию. В принципе, он - счастливчик, ибо попал в часть, где на специальном планшете разбирался с траекториями зенитных ракет. В Луганск Орел уже не вернулся, прослышал, что в сибирском Томске первый секретарь обкома партии Егор Лигачев - большой любитель театра. "Умница!" - заметил мастер в беседе со мной. Постоянный спор героя-любовника, острохарактерного амплуа с рыцарским героико-романтическим идеалом подсказали далекий путь на берега Томи.

В Томске было интересно, разнообразные роли, хорошая атмосфера. Много молодежи, пьесы, которые официально не запрещались, но и особо не ставились в других местах - как бы чего не вышло. Лигачев давал добро на все "острое". Ставили сюрреалистические драмы Франсуазы Саган, вампиловскую "Прошлым летом в Чулимске" с беспощадным анализом начавшейся тогда моральной катастрофы советского общества.

"Мирандолина" - Елена Махнева, Владимир Орел, Жанна Сырникова

И хотя в Томске Орел несколько поправил свое материальное положение, получил первую актерскую категорию, он пробыл там недолго (1975-1977). Ищущий и умный человек, он увлекался тогда натурами эпическими, целостными, крупными. Ему не хотелось на сцене копаться в сумерках человеческой души, в грязи отношений.

И тут в Томск приехала на гастроли тюменская труппа. В зените славы, после приличных московских гастролей 1975 года, где "нас возвышающий обман" очищался творческим светом знаменитого тандема директора ТГТДиК Александра Калугина и главного режиссера Евгения Плавинского. Золотой век тюменского театра в вахтанговском стиле (1963-1983 г.г.). Орлу понравился мощный репертуар, великие классические пьесы (хотя бы "Король Лир" и... порядок в труппе). Перешел в Тюмень и осел тут прочно, в крепкой семье стали набирать силу дети.

Работы было много. Плавинский не заставлял ждать тюменцев новых премьер. Сам мастер помнит свои роли в хитах того времени - "Филумена Мартурано", "Деревья умирают стоя", "Виват, королева!"

В 90-е годы как мастер Орел все чаще достигает на своей орбите апогейной высоты. Пошли красивые полнокровные работы. Он вывернул наизнанку магнетические силы зла (Свидригайлов в "Преступлении и наказании"). У нового главного режиссера ТГТДиК Алексея Ларичева сыграл верного друга неистового гуляки и поэта Франсуа Вийона Монтеньи в "Жажде над ручьем". В 1997 году сэр Аласдэйр Рамсей (британец), признанный постановщик Шекспира, увидел его в комической роли заводного Пейджа в "Виндзорских проказницах".

Орел красив и притягателен в "Дорогой Памеле" в роли брошенного на дно жизни искусного инженера-химика Брэда Винера, побеждающего зло. Мастер точно прочитал гусара Минского в юбилейном пушкинском "Станционном смотрителе" (1999г.). Он таранит напропалую своих соперников в последней прижизненной работе Воробьева - комедии малоизвестного в России, но популярного в романтической Европе драматурга Фернана Кроммелинка (Бельгия), названной "Одержимая любовью" (1999г.).

Удался Орлу главный герой тургеневского "Нахлебника", холодный и расчетливый вельможа Елецкий, покоряет жаждой верной любви его Файл в "Продавце дождя" (2000г.) Сейчас в ТГТДиК гуляет идея орловского бенефиса, который по ряду уважительных причин не состоялся весной этого года. Возможно, мастер выйдет в неожиданной роли в одной известной пьесе (сюрприз!), где ему придется попотеть, выложиться на все сто. В общем, долго быть на сцене.

М.Ульянов и В.Орел

Орел - признанный общественный лидер. В 1996 году, когда театралы метались, битые-перебитые рыночными страстями, его избрали председателем местного СТД (Союз театральных деятелей) РФ. Дело пошло, обновилась команда, оказывается посильная помощь ветеранам, даже свои эстэдешные спектакли  ставят (по "Характерам" Шукшина в 1999 году). Открываются мемориальные доски, проходят торжественные вечера и бенефисы.

Уже четыре года в Международный день театра или под закрытие сезона СТД вручает свои премии. Лауреатов определяют сами актеры на собрании труппы. Вошли в норму творческие командировки наших мастеров в именитые театры России.

Что впереди? Да одно, сейчас главная боль-мечта Орла. Тюмень - один из немногих городов в России, где нет Дома творческих союзов. Дома актера.

Сейчас в Тюмени набирает силу новая команда губернатора Сергея Собянина. Хочется верить, что наконец-то решится дело, которое тянется с конца 80-х годов прошлого века.

По-хорошему упрям и настойчив Орел, умеет ждать. Значит, добьется своего, как добивается неизменного успеха в творчестве.

("Возрождение", - спец.выпуск, № 10, июнь 2001г.)
Тюменский областной иллюстрированный еженедельник     

Александр Горбань:
(Из беседы Елены Дубовской
с постановщиком спектакля «Контрабас»
московского режиссера Александра Горбань,
«Тюменская правда сегодня» от 18.12.2001 г.)

«НАМ РАДУГИ В ЖИЗНИ НЕ ХВАТАЕТ!»

…В «Контрабасе» я хочу исследовать асимметрию души. Это история о маленьком человеке. Но масштабном. С невероятно энциклопедически образным пониманием мира. Это вздыбленный мир. Разрушенный.

Алексей Паненков, главный художник театра, очень тонко почувствовал все это. В разрушенном на клочки, но вертикально устремленном мире живет маленький человек. И он никому не нужен, как и все мы, по жизни.

Вот вы, зрители, пришли из действительности, чтобы развлечься, посмотреть спектакль. И думаете, в течение двух часов контрабасист будет рассказывать о контрабасе, о струнах, о том, кто писал музыку, а кто не писал для контрабаса?.. Вам же это не надо! Вот мне интересно, что же с человечком происходит? Как он дышит? Как существует? Мыслит? Он все про контрабас да про контрабас говорит, и понимаешь: человек влюблен, но любовь-то безответная. Он сам контрабас. Он раб своего музыкального инструмента.
Человек понимает, что всю жизнь ему отдал, сам себя изолировал от всех… Трагедия…

Контрабасист - Владимир Орел

…Что такое радуга, знаете? Говорят, творец посмотрел на землю, и появилась радуга. Да, физики говорят: радуга – явление природы, преломление света…Не нужно тайну разоблачать! Нам радуги в жизни не хватает…Чистоты не хватает!

И мне кажется, что театр должен вернуться на позиции «кафедры».

…Свобода – великая вещь, но очень опасная. Надо, чтобы человек в своей жизни хотя бы раз немного был свободным. А когда вдруг представишь себе, что ты окружен огромным количеством условностей, не имеющих никакого отношения к душе, становится страшно.

…Мы все с недостатками, мы все закомплексованы так или иначе. Когда ты это начинаешь понимать, то, оказывается, нет пределов в совершенстве.

…Театр при всех превратностях судьбы существует для того, чтобы люди начинали понимать себя, окружающий их мир. Театр – маленькая модель мира, где можно предугадать события, которые рано или поздно развернутся на политической карте планеты. И не надо быть семи пядей во лбу, надо просто ра-бо-тать.

Сцена из спектакля

…Владимир Васильевич Орел будет играть контрабасиста. Как я высмотрел этого замечательного артиста? У Орла – юбилей.

Но мне главное, у Владимира Васильевича существует асимметрия души. В нем текут токи и кровь удивительно сентиментальной нации – украинской. Сентиментальность – это тонкость ощущения. Это врожденное свойство. Вы говорите, у Орла пластика своеобразная? Мы Орла видим в спектаклях устремленным, принципиальным. Мы эту пластику ломаем…Берем талант, жизненный, профессиональный опыт Владимира Васильевича и придумываем совершенно другого человека. Естественно, физически он будет походить на Орла, но психофизически, поведением, странностями он не похож на него.

У меня кличка есть – Реаниматор. Я люблю возюкаться с артистами. Ходить, ползать, показывать, я не могу сидеть на месте… Я получаю огромное удовольствие не от того, что я как режиссер что-то сделал, а от того, что на сцене солнышки сияют. Я радуюсь, если артист как-то по-другому родился. Мне хочется искать в актерах необыкновенные, новые грани. Зачем?… Надо, чтобы им было самим интересно!

…Ни в коем разе не думайте, что спектакль «Контрабас» интересен только музыкантам. Речь в нем о том, что плохо человеку, но так много любви внутри, и внутри еще и Вселенная, красота такая. И никому просто не нуж-на…

…По жанру «Контрабас» скорее всего комедия, с такой же природой смеха, как у Чехова.

"Моцарт" - Д.Ефимов, В.Орел

"Моцарт" – Антонио Сальери

спектакль "Плутни Скапена"

"Плутни Скапена" - Аргант


Занят в спектаклях:

  • “Дама с камелиями” – Артур де Варвиль

  • “Шалом, Америка!” – Мозес

  • “Дорогая Памела” – Брэд Винер

  • “Станционный смотритель” – Минский

  • “Мирандолина” – Кавалер ди Рипафратта

  • “Продавец дождя” – Файл

  • “Одержимая любовью” – Тьерри

  • “Нахлебник” – Елецкий

  • “Виндзорские проказницы” – Пейдж

  • “Комедия в замке” – Гаал

  • “Контрабас” – Контрабасист

  • “Черная панна Несвижа” – Радзивилл Черный

  • "Ревизор" – Городничий

  • “Рядовые” – Соляник

  • "Сторож" – Дэвис

  • "Моцарт" Антонио Сальери

  • "Плутни Скапена" – Аргант

  • "Семеро святых из деревни Брюхо" Сидоренко

  • "Последняя жертва" Лавр Миронович Прибытков

  • "Примадонны"  Доктор Майерс

  • "Последняя женщина сеньора Хуана" Карлос

  • "Семья" – Михайло Васильев

 

   
Hosted by uCoz