БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Алексей
Пешков

СемьЯ
("Васса Железнова" - первый вариант)
Трагифарс в 2-х частях

 

 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


 

Верю! Субъективно о спектакле "Семья" в тюменском драмтеатре

Ирина Пермякова

На новый спектакль в драматическом театре я шла почти обреченно, для галочки. В родной интернет-газете про него уже написали, так что рецензии не требовалось, в чудеса и метаморфозы я почти не верю, к тому же прочла пять или шесть отзывов в Интернете — ни один журналист, ни один даже самый восторженный театральный завсегдатай не сказал доброго слова о премьере "Семьи" по первой версии "Вассы Железновой".

Не знаю, что уж там показывали в первые дни, но через неделю "Семью" сыграли именно чудесно. За последние четыре года не припомню на большой сцене спектакля, который бы заставил без стеснения признаться, мол, смотрела не отрываясь, с нетерпением пережидала антракт. В последние четыре года я ходила только на премьерные показы. Может, в этом дело. Или все-таки в том, что режиссер Александр Цодиков, бывший до начала 1990-х главрежем тюменского драмтеатра, вернулся с триумфальным психологическим пасьянсом, разложенным умелой рукой.

Расставить актеров на "их" места в пьесе — полдела. Расстановкой сил определяется как точность актерского попадания, так и режиссерская трактовка образа. На роль Вассы театральные блоггеры прочили Ирину Тутулову, дескать, она лучше всех сыграет властную, деспотичную мать с душой темной, как сами потемки. А режиссер выбрал Елену Самохину — в его понимании Васса не железная леди, а какое-то федорино горе. Внешне властная, она слабая, ограниченная, но по-своему умная, отвратительная, как паук, но и вызывающая жалость, почти сочувствие. Елена Самохина способна играть эту роль превосходно, не шаблонно, как в комиксе, а на полутонах, в лучших традициях русской литератур.

Завораживает дуэт Вассы и Анны, которую играет Марина Слепнева. Прозванная зрителями "холодной рыбой", Слепнева на этот раз точно и эффектно вписалась в роль. При первых жестах, первых взглядах встречи героинь хочется узнать об их отношениях больше, понять запутанный, закутанный в лицемерие клубок взаимоотношений. Интересно узнать, что же между ними творилось в детстве Анны, при каких обстоятельствах она покинула дом, до чего дошло противостояние между матерью и дочерью. Глядя на "нынешних" героинь, их прошлое легко вообразить, потому что на сцене не персонажи, а живые люди, с историей.

И Владимир Орел в роли Михайло как будто одержим совершенно иным человеком. Проскакивают порой "фирменные" орловские интонации, но ей-богу это именно Михайло. Человек темный, но трезвомыслящий, циничный, однако не лишенный чувств и страхов, многомерный, в общем.

Семен — отличная роль Сергея Скобелева. Актер слез со штампов, он действительно преображается умно, живо… Вот почему-то не поворачивается язык ни про кого сказать "тонко". Может, это предубеждение, и все же вместо "тонко" скажу "загривком чувствуют". Они все становятся актерами-кошками, зачаровывающими публику. Все, кроме разве что Алексея Иноземцева (Павел), Ольги Игониной (Липа) и Татьяны Телегиной (Людмила), которые играют.

Телегина хороша в краткие секунды диалога с курящей на авансцене Анной. Вообще ее смена имиджа — отличный ход. Актрису выдернули из привычного боевого макияжа Блондинки, выпустили простоволосой, в шерстяных носках. А все же не вытянула предложенный образ, ей все охота быть "Актрисой" — зычно и красиво говорить "мылако, лышадей" и прочие манерные и неестественные штучки. Натурального голоса Татьяна найти не может, а если и нащупывает, то быстро теряет.

Наталья Коротченко (Наталья) — отлично! Ее героиня — смешная, нелепая, ханжа. Бедняжка-дурочка, жадная простушка с амбицией — одна меняется, она узнаваемая и правдоподобная.

Геннадий Баширов замечательный в роли Прохора… Тут актеров не просто распределили в соответствии с психотипами и амплуа, им объяснили что-то очень важное, нажали потайные пружинки, которые заставили отбросить шаблоны и любимые ходы и пожить немного на сцене. Иглоукалывание или другие нетрадиционные методы, но их загривки обрели невиданную чувствительность.

При том, что лавры этой акупунктуры очевиднейшим образом принадлежат Цодикову, "Семья" — именно актерский спектакль. То есть постановка, в которой не театральные приемы (как у Коляды, например) "делают" спектакль, а психологизм. Вот он, наверное, русский психологический театр — великое, неуловимое и прекрасное. Я была счастлива попасть на экстраординарный спектакль в нашем театре. Боюсь, ей-богу боюсь, что это было лишь разовое везение.

Впрочем, тут уже вопрос веры. Один точно сыгранный спектакль способен затмить десять или даже двадцать разочарований и вернуть веру в чудо. Буду ходить в театр почаще. И не только на премьеры.



I Назад I

 

   
Hosted by uCoz