М А Л Ы Й   З А Л


Евгений Гришковец

Зима

Режиссер-постановщик - Михаил ЗАЕЦ

Художник-постановщик -
Алексей ПАНЕНКОВ

Балетмейстер -
Эдуард СОБОЛЬ
 

Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Зима - самое холодное
время года,
следующее за осенью
и предшествующее весне.

С.И.Ожегов
Толковый словарь русского языка

Снегурочка - Наталья Коротченко

Ирина Пермякова

Сон в зимнюю ночь, или Во что играют мальчишки.

«Зима» в малом зале драматического театра выдалась удачная — главные герои стыли от холода, но зажигали в зале довольный смех и сочувствующие улыбки.
Актер Михаил Заец взялся за дело легкое и непростое одновременно — поставил пьесу драматурга, актера и режиссера Евгения Гришковца.

С одной стороны, драматургия Гришковца проверена современной аудиторией и бьет наверняка, в цель. Гришковец разговаривает с публикой на знакомом языке, о знакомых вещах, обо всех вместе и о каждом в отдельности — человек любит слушать о себе, перед таким рассказом ему трудно устоять.
С другой — автор прекрасно преподносит свою драматургию сам: тюменцы видели его в моноспектакле «Одновременно», могли познакомиться с радиопьесой «Как я съел собаку», с проектом «Сейчас», записанным совместно с музыкальной группой «Бигуди». Игра Гришковца завораживает публику, потому что он вовсе не играет, все эти тексты — не художественный вымысел, не реконструкция чувств, а их непосредственное выражение, проговаривание жизни по мере ее развития. Короче, переплюнуть Гришковца почти невозможно, поскольку он идеальный для своих пьес актер и полстраны тому свидетели.
Опять же — первая сторона: раз все то, чем наполнена пьеса, до боли знакомо сотням и тысячам людей, значит, и актерам играть приходится почти что себя.

Герои Сергея Скобелева и Александра Кудрина — солдаты, ждущие в заснеженном поле своего часа, чтобы взорвать некий объект. Маскировка и близкое ощущение врага, нащупывающего мишень лазерным прицелом, не позволяет погреться у костерка или даже закурить — коротать время и согреваться приходится болтовней и воспоминаниями. Так что герои одновременно и солдаты в белых маскировочных костюмах, и мальчишки — в школьной форме, «цивильных» джинсах, детсадовских костюмах зайчиков.
Анекдоты из жизни мальчишек крутятся вокруг того, как они играют в полярников, читают книжки, мечтают о велосипедах, курят, дурачатся, кувыркаются, теряя земное притяжение, верят в чудеса, влюбляются. Во что бы ни играли мужчины, так и оставшиеся в душе мальчишками, рядом всегда, пусть даже незримо, присутствует женщина — мать, девочка, любовница… Снегурочка. Из таинственной незнакомки, прекрасной то ли метелицы, то ли Весны, Наталья Коротченко превращается в неизменную подругу этих мальчишек. И, кажется, под едва ощутимым дыханием, от шелеста ее платья, от ее смеха холодные военные действия превращаются в жизнерадостную игру, а приготовленная для врага бомба в … Впрочем, об этом станет известно лишь в конце спектакля.

Сергей Скобелев и Александр Кудрин

Художник Алексей Паненков построил сценографию вполне в духе театра Гришковца — белоснежное поле действия актеров отделяют от зрительного зала натянутые провода. Внешний минимализм декораций обманчив — белое безмолвие люди населяют предметами из своих воспоминаний.
К концу представления веревки, натянутые у края сцены, похожи на новогоднюю елку, на древо мира, покрытое чуднЫми плодами воспоминаний: звездочками большой и малой медведиц, новогодними апельсинами, игрушками, детскими фотографиями. Дерево жизни венчает циферблат взрывного механизма. Стрелки показывают без малого полночь. И в час «Ч» «подарок», уготованный таинственному противнику, взрывается. Солдаты-мальчишки замирают под софитами за периметром белого поля. Господи, да что же это?! «Где же вы, мальчики?» — упавшим голосом вопрошает разом овдовевшая-осиротевшая Снегурочка. Но — ха-ха! — взорвался всего лишь новогодний фейерверк. Очередная шалость! «Утка»!
Новый год наступил, а значит, скоро весна, конец холоду, и снова жизнь потечет интересно и так быстро, что предаваться воспоминаниям будет некогда. До следующей зимы.

 

  10 марта 2007 года Тюменский драматический театр представил спектакль «Зима» по пьесе Евгения Гришковца на сцене Камерного театра (г. Екатеринбург) .

В журнале «Театральный сезон» (Екатеринбург) № 4 2007 года вышло две статьи  об этом событии.

Тина Гарник

«ЗИМА ХХI ВЕКА»

 

Под весеннюю капель на спектакль
 с ледяным названием «Зима»
идешь с легким сердцем.
Что бы там ни было – зима уже не про нас, думаешь.
Ан нет. Про нас, еще как.
Потому что весь Гришковец – про нас.
В том числе и спектакль, с которым приехал
на весенние гастроли Тюменский театр драмы.

Моноспектакли Гришковца, как и его выступления с группой «Бигуди», - всегда честный монолог как будто бы о себе, проникновенный и вызывающий умиление. Всегда – попадает в цель, в лиричную ностальгию зрителя.


          Герой любого произведения Гришковца - очень простой, средний такой человечек, у которого целый вагон собственных трогательных переживаний и просто буйное по эмоциям детство. Хотя большинство из нас его вряд ли так хорошо помнят, да и знаки поменялись. Может быть, именно поэтому любые западающие в душу воспоминания так органично ложатся на жизнь зрителя. И история с велосипедом, и первая любовь, и книги, которые читают герои... оживают тени прошлого, оживают. Отсюда и простая (на первый взгляд) задача для артистов: им несложно убедить зрителя - ведь и с ними это тоже, тоже наверняка было! возможно поэтому Снегурочка-чудесница среди них выглядит несколько... неожиданно... даже слишком загадочно. Собственно, такой же "инопланетянин", как любая женщина для мальчика, для юноши.
великолепен антураж происходящего. Ещё в самом начале герои (у Гришковца всё лаконично - Первый и Второй) наматывают проволоку (как раз в том месте, где должна быть четвёртая стена), на которую в последствии будут развешивать артефакты, ассоциации, памятные вещички - как угодно можно называть. А когда герои будут выходить на сцену перед натянутыми проводами - они будут неизменно проникать в самое суть незамысловатой, именно человеческой жизни, делясь желанием закурить, рассказывая о девушке...
        Немножко жаль, что история чудесного новогоднего превращения минёров в зайцев, а мин в серпантин и фейерверки потерялась за вереницей воспоминаний, как бы трепетно герои к ним не относились. ведь она так здорово рифмуется: безысходность белой пустыми, необходимость прятаться от снайперов оборачивается боем курантов и праздничным сюрпризом.

 

Алексей Вдовин

 

«КАРНАВАЛА НЕ БУДЕТ»

 

Публичные воспоминая о собственном прошлом
обычно бывают проникнуты неподдельным лиризмом.
на этом строится поэзия, суть которой,
по словам поэта Сергея Гандлевского, составляют «воспоминания и печаль».
На этом строится и большинство
текстов Евгения Гришковца.
Да, он актуален. Но актуален лишь до той степени,
до которой простираются воспоминания
воспринимающей его публики:
были море, солнце, Первомай, девушки – красивее,
а водка – дешевле. Любая интерпретация,
которая пытается вывести текст за пределы этой формулы,
безусловно, заслуживает внимания.

 

         "...Режиссер Михаил ЗАЕЦ оставил ностальгический пафос на полях спектакля. Пронзительные монологи-воспоминания, ради которых и писалась пьеса, хоть и вызывают живую реакцию зрителей, но остаются на периферии внимания. Два солдата в белом, готовящие взрыв непонятно чего, выясняют свои отношения с абсурдистской тщательностью – их диалоги и становятся доминантой, не позволяя сладкому прошлому окончательно вытеснить бредовую реальность сегодняшнего дня. Проблема в том, что для автора, который, надо полагать, тщательно и любовно отделывал как раз все эти монологи, оставшийся массив текста имеет почти служебное значение, обозначая связки, необходимые для подобия сюжета. Самоидентификации зрителя не происходит. Что, вот этот увалень в школьной форме, не знающий с какой стороны подойти к однокласснице, или вот этот восторженный курильщик с одой первой утренней сигарете, или малыш, капризно мечтающий о велосипеде – что, вот это и есть я? Это, скорее, архетипы, общие места, узнаваемые лишь постольку, поскольку на тебя постоянно давит мощный культурный фон, их породивший.
         Поэтому, для того, чтобы адекватно воспринять спектакль, необходимо подключить все свое воображение, не говоря уж о памяти. Зато тогда «Зима» Тюменского театра драмы заиграет новыми гранями. Снегурочка неожиданно напомнит Линчевскую старлетку из «Головы-ластика», давящую изящным каблучком настырных червяков твоего подсознания, в хореографии (Эдуард СОБОЛЬ) клипово промелькнут навязчивые MTV-шные мотивы, и неизбежно надвигающийся новогодний карнавал покажется концом света..."

 

Действующие лица и исполнители:

Первый солдат - Александр Кудрин
Второй солдат - Сергей Скобелев
Снегурочка - Наталья Коротченко

 

I фото спектакля I

   
Hosted by uCoz