БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Рэй Куни

"SOS!"
или особо любящий
ТАКСИСТ

Постановка  Алексея Ларичева

Сценография Алексея Паненкова

Пластика Эдурда Соболя

 


Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Автор:
Ирина Пермякова

«SOS!» в театре[14:24 / 17.06.05]

Тюменскому театру драмы удалось сорвать завидный куш — последняя премьера на большой сцене обернулась аншлагом, восторгом, овациями. Спектакль Алексея Ларичева «SOS! или Особо любящий таксист», кажется, уже встал в ряд самых успешных постановок театра.

Комедия Рея Куни рассчитана на развлечение широкой публики — через столетия в нее перекочевали знакомые образы, тешившие ярмарочную толпу на площадях торговых городов. Правильно приготовленная комедия — двигатель торговли, смех расслабляет ум и тело, приводит человека в легкомысленное и добродушное настроение.

А смеялись на премьере «Таксиста» все, даже самые критичные и консервативные зрители. Да и как не рассмеяться, когда перед тобой проходят архетипы Комедии: слабохарактерный, хитрящий двоеженец, покрывающий его друг-простофиля, обманутая жена, ненасытная жена, любопытный старик, простодушная вертихвостка, добросовестный страж порядка.

Драматург освежил стародавние маски современными красками, ему подыграл режиссер и сценограф, и вот итог: «хитрец» уже не слуга двух господ, а таксист (Анатолий Бузинский) — к услугам всякого; «простофиля» — бездельник, клиент биржи труда (Сергей Осинцев); главная хитрость, за которой эти двое прячут грехи таксиста, — гомосексуальная любовь. «Теперь это не считается преступлением», — трагично вздыхает полицейский инспектор (Александр Кудрин), а зритель покатывается со смеху, понимая, что «архетип» муж-изменник не подвластен капризам времени.

Дань современной моде с лихвой отдает колоритная «вертихвостка», готовая пригреть у себя на груди любого мужчину, — эпизодически появляющийся трансвестит Бобби Франклин в исполнении Дмитрия Ефимова сорвал половину пришедшихся на спектакль аплодисментов.

Средневековая комедия положений захватывает публику тем сильнее, чем больше знакомых реалий она в ней находит. Теперь избалованному сексуальной революцией зрителю обычный адюльтер кажется недостаточно пикантным, но комичное выстраивается по старинному канону: мир встает с ног на голову, выворачивается, диалоги превращаются в игру «глухой телефон», пересыпанную каламбурами.

Изобретательность и преданность делу, которую проявили драматург Рей Куни и переводчик Михаил Мишин, воспроизводя хитросплетения диалогов, достойны отдельного восхищения. Старый инспектор (Рюрик Нагорничных) думает, что перед ним два мистера Смита и две миссис Смит. Одна жена таксиста Смита (Жанна Сырникова) думает, что другая — монашка, а «монашка» (Ирина Халезова) уверена, что вторая дама — трансвестит. Друг Смита разным персонажам представляется то его однофамильцем, то любовником, то вообще — случайно заехавшим фермером. Молодой инспектор считает двух друзей гомосексуалистами, а одну из жен — прислугой. При этом все герои ведут общий разговор, оставаясь каждый в своем заблуждении. И только Бобби Франклину на все плевать. Он приговаривает: «Какая прелесть!» и забирается на табуретки, чтобы всем было лучше видно, как пластично он двигается и как хороши все четыре его наряда.

Актеры все играют очень достойно, создавая в меру смешной ансамбль знакомых масок, удачно сглаживая особо фривольные повороты фантазии драматурга. В незнакомый образ удачно вписался молодой актер Александр Кудрин, о котором, вероятно, мы еще не раз услышим приятные и лестные вещи. Разным и интересным получился таксист Смит Анатолия Бузинского: он и мягкотел, и находчив, и трусоват, и способен на отчаянные поступки. Может, Смит и впрямь любит обеих своих жен, а может — так ни разу и не успел подумать, зачем ему эта головная боль. Впрочем, объяснениями поступков странного таксиста зрители особо не занимались — некогда было, ведь все так смешно, живо, ярко, пестро — как черно-желтые шашечки на пролетающем мимо такси.

Накануне этой публикации мне посчастливилось пообщаться с тюменскими зрителями, не скрывающими своего удовольствия от нового спектакля. Мои вопросы: «Таким ли должен быть театр? Это ли высокое драматическое искусство?» получили ответы вполне понятные, но нагоняющие тоску: «По-вашему, театр должен быть скучным и однообразным, переполнен классическими постановками безо всякого фарса?» или «Ну да, театр не должен быть таким, но тогда у нас тут его и вообще не будет… Пусть в болоте хоть лягушки квакают — все лучше, чем мертвая тишина…».

И все-таки я сохраню позитивный настрой. Может быть, веселый, яркий, понятный без особых объяснений балаган нужен для того, чтобы публика привыкала к самой мысли интересоваться театром.

 

Действующие лица и исполнители:

Джон СмитЛеван Допуа
Мэри СмитИрина Халезова
Барбара СмитОльга Игонина, Жанна Сырникова
Стэнли ПоуниСергей Осинцев
Инспектор ТраутонАлександр Кудрин
Инспектор ПортерхаусАндрей Волошенко
Бобби ФранклинДмитрий Ефимов
РепортерОльга Ульянова
 

   
Hosted by uCoz