Двое мужчин, уставшие от
одиночества и проблем, придумывают себе другой мир, где есть любовь,
путешествия, приключения…. Игра помогает им осознать самих себя. И
очень трудно понять, когда заканчивается игра и начинается жизнь…
Лариса
Меркурьева и Елена Красильникова
Мужские игры... всерьез
Эти тропинки
обязательно встретятся на жизненном перекрестке, перекрестке судеб
мужчины и женщины. Когда это случится – загадка; что с собой принесет –
любовь или ненависть – сложно предвидеть. Но такая встреча произойдет –
сегодня или завтра, рано или поздно… В конце концов женщины не могут
жить без мужчин, а мужчины, какими бы сильными они ни казались, не могут
жить без женщин. Эту тему взял за основу режиссер Тюменского
драматического театра Михаил Заец, который поставил пьесу Дмитрия
Липскерова «Школа с театральным уклоном» в жанре «мужские игры» (в
спектакле заняты актеры театра Александр Кудрин, Сергей Скобелев,
Наталья Коротченко). Интересно, какие уроки преподаются в этой «Школе»?
Урок I. Как сложно сказать «люблю»…
– Спектакль затрагивает
множество проблем. Какая, с вашей точки зрения, основная?
Михаил: спектакль о
вечном, о любви, о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. И пока
Земля вертится, они будут стремиться друг к другу. Мы намеренно ввели в
спектакль мизансцену, в которой Сергей говорит о любви, глядя в зал.
Такие слова хочет услышать любая женщина хоть раз в жизни, даже если они
обращены к ней со сцены. И каждый мужчина хочет сказать такие слова, но
не всегда у него хватает на это мужества. Мне кажется, Сергею повезло,
потому что он смог сказать их искренне. Спектакль будет идти и десять, и
пятнадцать, и сто раз, и все сто раз Сергей будет говорить слова любви в
зал… Это, наверное, счастье и одновременно боль, радость и страх…
– Почему мужчинам
сложно говорить слова любви?
Михаил: наверное,
многим из нас страшно, потому что за каждое слово нужно отвечать. Вдруг
это не любовь, вдруг ты ошибся… Появляется страх затаскать, залапать
слово «любовь». И поэтому многие начинают прикрываться такими словами,
как «зайка», «киска». Очень сложно сказать человеку «Я тебя люблю» один
раз в жизни, но искренне. И наш спектакль о том, что все хотят любить,
но не у каждого это получается. Между мужчиной и женщиной идет «война»:
о ней не говорят, но она существует. Бывают перемирия, но мужчины и
женщины, как ни странно, постоянно находятся в состоянии «войны», потому
что кто-то хочет выйти победителем. Не бывает двух ведущих, кто-то
должен быть ведомым.
Сергей: кто любит, тот
всегда слабее – это обычное дело.
Михаил: персонаж Сергея
– сильный волевой человек, а когда влюбляется, становится абсолютно
беспомощным, беззащитным. Вирус любви?..
Урок II.
Что наша жизнь? Игра!
– Почему жанр спектакля
– «мужские игры»?
Михаил: потому что
спектакль поставил мужчина, и играют в нем в основном мужчины! Если
вспомнить Хейзенга, то «реальность, именуемая Игрой, ощутима каждым и
простирается нераздельно… Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти
любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух… Можно отрицать
серьезность. Игру – нельзя».
– Что общего между
героями и вами, актерами? Или ваши герои и вы – это два разных полюса?
Сергей: этот спектакль
очень близок мне, потому что я играю в нем самого себя. И мне, с одной
стороны, легко, а с другой – сложно быть в этой роли, чувствовать и
переживать ее по-настоящему. Это намного сложнее, чем просто вжиться в
роль.
Александр: я не могу
сказать, что в моем герое есть многое, что связывало бы его со мной. Но
то, о чем написано в пьесе, можно понять и найти в себе.
Сергей: конечно, это не
театр 50-х годов, где клеили носы, надевали парики, и это называлось
перевоплощением… Сейчас другое время, и театр другой… Теперь наши роли
по большей части основаны на собственных чувствах, эмоциях. Мы играем
самих себя.
Женщина (зритель):
мужчина в первую очередь видит форму, а не содержание. Он проецирует
свой идеал на женщину. И в этом их трагедия. Он сам задает вопросы и сам
отвечает на них, в итоге получается немой диалог. Мужчина пытается
добраться до сути. У него это получается, но его пугает такая
действительность, и он начинает играть дальше…
Михаил: самое главное
слово, которое может сказать женщина мужчине, это слово «да». Все
остальное второстепенно…
Сергей: да?
Александр: да…
Женщина (зритель):
да!!!