История семьи
в двух частях с антрактом и без оркестра. В Тюменском
драматическом театре сегодня премьера — Алексей Пешков "Васса
Железнова". Трогательный рассказ о крепости родственных уз и
тяжести фамильного капитала в постановке Александра Цодикова.
Нет нужды
напоминать сюжет: он знаком по многочисленным постановкам, в том
числе по известному фильму Глеба Панфилова 1983 года. Жили были
Железновы, и не все в семье ладилось… Неоднозначная пьеса
Горького с многомерными отношениями членов немногочисленной
семьи к ее центральному персонажу, Вассе Железновой была взята
Александром Цодиковым в первом варианте, где еще не пахнет
классовыми спорами.
У тюменцев
"Семья" вышла в меру страшная, в меру жалкая, под стать
заявленному жанру — трагифарс. Началось все символически — с
появления на сцене мертвой птицы в руках Геннадия Баширова
(Прохор Железнов). Птица, "распятая" на стене, стращает зрителей
недолго, потом сердобольные героини просят унести гадость из
комнат вон. В какой-то момент на сцене возникает семейная
фотография, семья собирается вместе и замирает, выдерживая
статичность фотопортрета. Идиллию нарушает вынесенная за скобки
Васса Петровна, она в прах разметает возникшее было чувство
единения. А финал, чуждый символизма, вроде бы настраивает на
то, чтобы помечтать вместе с главной героиней о будущем, о
"милых звериках", резвящихся в саду, и посочувствовать "зверикам",
уже выросшим, выброшенным из семьи и отлученным от наследства.
Но в счастливый финал святого семейства не очень-то верится, да
и настоящего сочувствия она не вызывает, поскольку простота, а
часто грубость обращения, жестокость по отношению к близким не
способна вырастить любовь и понимание, которых, хоть немного,
требует от детей главная героиня.
Васса
Железнова в исполнении Елены Самохиной — дама строгая и
своенравная, как и подобает промышленнице, взявшей многотысячное
семейное дело в свои руки. Но она то и дело проявляет женскую
мягкость, слабину и заботливость, цепляясь за рукав
бесчувственного Михаила (Владимир Орел) или отстраняя служанку и
самостоятельно готовя стол для семейного чаепития. В царящий в
доме Железновых матриархат поэтому поверить сложно, но зрители
вынуждены это сделать, так как альтернативы нет по сценарию.
Мужчины в семье — два взрослых женатых сына — Семен (Сергей
Скобелев), Павел (Алексей Иноземцев) и дядя Прохор — не спешат
взять на себя роль столпа, опоры разросшегося семейного древа. В
ожидании смерти хозяина, которая формально поставит точку в
семейных дрязгах о наследстве, наследники раскачивают хрупкий
семейный уклад и в конце концов рушат его вдребезги. Как Прохор
Железнов в изнеможении запускает стулом в ненавистного
племянника и с оглушительным звоном в гулкой тишине замершего
зала вышибает оконное стекло, которое потом Михайло, вездесущий
управляющий, забивает деревянным щитом. Действительно, два
доминирующих бытовых звука в постановке — звон разбитого стекла
и деревянный стук, когда забивают окно. И то и другое может
говорить только о крахе семьи и, скорее, о деревянном стуке
молотка по крышке некого гроба, чем о починке.
Выморочные
сыновья Вассы Петровны показаны истеричными, себялюбивыми,
недальновидными и жадными людьми без полутонов. Алексей
Иноземцев в роли Павла, условной семейной жертвы, к тому же
отмеченной физическим уродством, срывается порой на ор, в
котором не слышно предполагаемого текста, но юродивость свою
Павел удачно отыгрывает, завернувшись с головой в покрывало, и
так бродя по сцене. Получается несколько по-квновски, зато
точно.
Большое
доверие возникает к образу Липы в исполнении Ольги Игониной. Эта
страдающая душа мечется с самоваром, поправляет скатерть,
мечется под шлепками и тычками домашних, шпионит за ними для
хозяйки, мучается от содеянного когда-то детоубийства, травит
дядюшку и в итоге сама решает наложить на себя руки — все с
большой самоотдачей. Первая часть спектакля весомо заканчивается
тайным выносом тела простоволосой служанки. Михайло выносит Липу
на плече, кладет на скатерть, которую та сама стелила,
заворачивает тело и скрывается с ним за декорацией. У Горького о
смерти Липы говорят постфактум. Действие, как таковое, полное
наивного символизма, появилось в пьесе волей постановщика, как и
неожиданно распятый голубь.
Один из
важных центральных персонажей, лиричный образ Людмилы,
пронзительно светлого, доверчивого существа, цепляющегося за
мечту о райском саде, в исполнении Татьяны Телегиной получается
несколько смазанным, тусклым и поэтому отходит на второй план.
Героиня, кстати, одна из всего женского состава семейства,
щеголяет в неоправданно коротком непритязательном платьице годов
так 60-х, открывающем коленки. Наряд записной, по Горькому,
красотки завершают толстые вязанные носки на босу ногу и
тапочки. Костюмы у героев в целом не производят впечатления
исторической правды, все они условны, и условно не играют ролей.
Так, городская офицерша Анна (Марина Слепнева) появляется в
брюках и псевдоромантическом томном шарфе, управляющий Михайло
носит черную водолазку, а сама Васса Петровна предстает перед
зрителями в наряде офисной дамы.
Эта пьеса,
привычная скорее в реалистических декорациях, решена тюменским
театром в манере, далекой от традиционной классики. Герои,
говорящие на языке начала прошлого века, действуют в декорациях
скорее символических, состоящих сплошь из углов и узких ходов,
откуда появляются и куда исчезают герои. Сценография решена в
единой коричневой гамме. Ее не нарушает, а словно вмешивается,
врезается в некое единство интерьера голубятня. В особо
трагические моменты специальное устройство внутри клетки
вздымает в воздух облака перьев, отвлекая от происходящего на
сцене. Довершает картину центральный образ пространства — стол,
собирающий всю семью, который служит и метательным снарядом, и
смертным ложем, и общественной трибуной.
Семья
Железновых в тюменской постановке скучно и прогнозируемо
развалилась. Жалкая в своем желании получить немного любви и
сочувствия тиранша Железнова распрощалась с детьми и осталась
при капитале, как пчелиная матка, строить на руинах и свежих
могилах новую, более счастливую семью. Мрачное одиночество
центральной фигуры сгладили две, следующие по стопам
матери-матки молодые женщины, которые тоже — одиноки и склонны к
мечтам и иллюзиям.
I
Назад I
|