"Горькая свобода"
Любовь КИСЕЛЕВА
Тюменские известия, №217
22.11.2007 г.
С недавних пор иду на спектакли, поставленные по классическим
произведениям, с опасениями в душе: не испортил ли режиссер замысел
драматурга, превратив глубокомысленную пьесу с философским
содержанием в развлекательное зрелище. То, что «современное
прочтение» чаще всего искажает смысл произведения, никого уже не
удивляет. Классиков нужно постараться понять — и воплотить на сцене
задуманное автором.
Режиссер Александр
Цодиков не стал спорить с писателем, взявшись за постановку пьесы
Максима Горького «Васса Железнова». Чтобы зрители не пугались
каких-то революционных идей, на афише указали: в основе спектакля
первый вариант произведения, потому и драматург — Алексей Пешков.
Ценителям театра
хорошо знакомо имя Александра Цодикова: он несколько лет работал в
Тюменском драматическом главным режиссером. Для Александра
Михайловича театр всегда был и остается высоким искусством,
затрагивающим вечные темы. С такой точки зрения «Васса Железнова» —
не случайный выбор.
— Это очень хорошая
пьеса, замечательно написанная, с современным звучанием, интересными
судьбами, характерами — причин вполне достаточно, чтобы ее
поставить, — пояснил режиссер. — Горький в последнее время не самый
популярный, вернее, забытый автор. Талантливого писателя, сделав
буревестником революции, настолько упростили, приравняли к лозунгу,
что интерес к его творчеству был утрачен. Максим Горький — человек
противоречивой, сложной судьбы, который пытался найти ответы на
многие вопросы бытия. Все еще вернется на круги своя, автора шедевра
мировой литературы «Жизнь Клима Самгина» будут воспринимать иначе,
по-новому.
Тюменская
постановка напрочь изменила мои школьные, да и институтские
впечатления о писателе, произведения которого читала только по
необходимости.
Александр Цодиков
вернул зрителям первый вариант известного произведения. Постановка
Горького сегодня сродни героическому поступку, когда режиссер
бросает вызов обществу, пытаясь заинтересовать публику классикой.
Искатели развлечений на спектакле попросту заскучают. «Семья» —
психологическая драма (режиссер определил жанр постановки как
«трагифарс»), требующая от зрителей определенного настроя. В
спектакле нужно вдумываться в каждую реплику актеров, улавливая
эмоции, настроения героев, чтобы понять суть происходящего на сцене.
Действо отчасти напоминает детектив.
— Пьеса, к которой
обратился театр, написана в 1910 году, еще до известных событий
1917-го. Классический вариант произведения появился в 1934-м, когда
писателя жестко корректировали и заставляли прогибаться, — рассказал
постановщик. — «Семья» лишена каких-либо социально-общественных
мотивов, эта пьеса затрагивает исключительно морально-нравственные
проблемы. Она актуальна и сегодня. Если рассматривать «Семью» как
модель общественного устройства, то коллизии, происходящие внутри
отдельно взятой «ячейки общества», во многом напоминают современные
события. Идет переоценка ценностей, причем в сторону упрощения.
Корысть является целью, смыслом существования, деньги определяют
общественный статус человека...
Об этом писал
Горький почти сто лет назад. Мало что изменилось в XXI веке.
Чувства, переживания героев произведения близки, понятны нам,
сегодняшним, — зрителям, актерам. Думаю, поэтому их игра —
искренняя, эмоциональная, без фальши. В «Семье» режиссер, сценограф
(Алексей Паненков) и, конечно, актеры действовали слаженно,
командой.
Слова, не сказанные
со сцены, заменяют декорации. В доме Железновых — упадок и
запустение. Здесь много людей, но нет жизни, с ее яркими, радостными
красками. Декорации, выполненные в печально-коричневом цвете,
усиливают общий настрой. Медленно, по кусочкам, рассыпается дом,
рушится семья, словно дерево — с виду сильное и крепкое, но с
подгнившим корнем. Герои в погоне за наследством, желании урвать
лакомый кусочек от родительского состояния, не замечают этого.
В пьесе не
встретишь чистую, благородную душу, положительных персонажей. У
каждого есть камешек за пазухой, грешок, тщательно скрываемый от
окружающих. Владея информацией, владеешь миром. По такому принципу
живет Васса Петровна. Зная тайны своих домочадцев, она, как
кукловод, манипулирует поведением близких. Если кто пытается учинить
бунт, разворошить осиное гнездышко, последствия оказываются
печальными.
Героиня
произведения Горького — мать. Этот образ является одним из главных в
творчестве писателя. Правда, Васса Петровна совсем не похожа на
женщину из одноименного романа. Железнова по-своему любит своих
детей. Материнская «забота» не приносит счастья ни сыновьям, ни
дочери. Именно к Анне «генерал в юбке» испытывает чувства, отдаленно
напоминающие родственные. Мать и дочь чем-то очень похожи. Анна
(актриса Марина Слепнева) — такая же сдержанная, холодная. Она
смотрит на происходящее в отчем доме с любопытством стороннего
наблюдателя и в то же время старается не упустить свою долю в
наследстве.
Режиссер не ошибся
в подборе актеров для спектакля: на сцене каждый — на своем месте.
Искренне, душевно
играет Ольга Игонина. Ее героиня — добрая и бессловесная служанка
Липа — мучается угрызениями совести: когда-то она задушила
собственного, незаконнорожденного, ребенка. Каковы бы ни были
мотивы, убийство — преступление. Оно не проходит бесследно:
управляющий Михайло Васильев заставляет девушку увеличить дозу
лекарства, которое принимает Прохор Железнов. В случае удачного
исхода дела Липе было обещано «щедрое» вознаграждение — деньги и
свобода. Но есть ли что-то ценнее жизни? Ее лишается служанка,
поддавшись на уговоры, по сути — шантаж хозяев.
В образе Михайло
Васильева, предлагаемом заслуженным артистом России Владимиром
Орлом, без труда улавливается полунамек на преклонение (или тайную
страсть?) управляющего перед Вассой. Как знать, может, он
рассчитывает со временем занять место хозяина.
Васса Петровна в
исполнении Елены Самохиной, заслуженной артистки Республики Коми, —
женщина, у которой всякие сантименты не затмевают разум. Способна ли
она чувствовать, эта «железная леди», единоличный правитель в
маленьком государстве — собственной семье? «Сыном своим вы готовы
землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть...» — бросает ей в
лицо обвинение Павел.
Чудаковатый молодой
человек (его играет Алексей Иноземцев), закомплексованный из-за
физического недостатка, он всю жизнь был подкаблучником. С раннего
детства за него все решала мать. Женившись, Павел так и не смог
повзрослеть: то и дело устраивал мальчишеские бунты, к примеру, дяде
в голубятню кота подбрасывал. Он, как спичка, вспыхивал по любому
поводу — такой слабинкой не преминули воспользоваться родственнички,
натравив Павла на дядю. В момент, когда Прохор Железнов (заслуженный
артист РСФСР Геннадий Баширов) обмолвился, что хочет забрать из
семейного дела свою часть денег, уехать к сыну, он приговорил себя к
смерти.
Не такой человек
Васса Петровна, чтобы выпустить из цепких рук нажитое годами.
Когда-то она вынуждена была взять на себя руководство делом,
стараясь не растерять накопленное богатство. Возможно, именно это
закалило ее характер — зритель видит Вассу сильной, волевой
женщиной, привыкшей распоряжаться чужими судьбами.
Глава семьи
Железновых верит только в могущество звонких монет. Но приносят ли
деньги, пусть даже очень большие, счастье, купишь ли на них любовь
родных и близких? Васса Петровна уверена: в мире все имеет свою
цену. Такие убеждения приводят к необратимым потерям в душе
человека. Мать готова без зазрения совести отправить незадавшегося
Павла в монастырь, оставив при себе невестку и дочь: «Не удались
сыновья — внуками жить буду... Сад-то и не пропадет. Забегают в нем
детишки ваши, ласковые зверики».
В финале мечты
героев получить долю наследства, уехать подальше в город от
бессердечной матери, жить свободно разбиваются, как стекло, в
которое запустили стулом во время драки. Лишь на несколько минут
прорвался в дом свежий воздух через пустую оконную раму. Но ее
наглухо забили деревяшками — ни света, ни воздуха, как в тюрьме.
— Вы меня —
любите... немножко. Человек ведь я, — жалостливо просит Васса
Железнова. Но дочь Анна и невестка Людмила в испуге пятятся назад,
не веря в искренность слов. Надменный, ледяной взгляд хозяйки дома
пронизывает до костей. Она нисколько не боится остаться одна: всегда
найдутся охочие до денег люди.
За несколько минут
до премьеры поинтересовалась у режиссера, доволен ли он постановкой:
— Чтобы спектакль
состоялся, ему нужно пройти определенный путь, — философски заметил
Александр Цодиков. — Как рожденному ребенку, научиться ходить,
разговаривать... Если актеры — профессионалы, они растят спектакль,
который со временем обретает глубину, мудрость. Когда начинается
тиражирование по принципу: «О! Порвем зал» — спектакль погибает на
третьей премьере максимум, а может, на второй. У меня нет
уверенности, что нынешняя постановка готова: вижу много недоделок,
что-то еще не освоено актерами. Но это нормальное явление.
Довольствоваться сделанным — значит, укорачивать жизнь спектакля. По
натуре я не оптимист. Моя вера в то, что «Семья» будет развиваться,
очень призрачна, но надеюсь: постановка удалась. Я очень благодарен
тюменскому театру, актерам за радушный прием. Хотелось бы продолжить
сотрудничество, только загадывать наперед — сложно: в повседневную
жизнь вмешивается столько коллизий. Говорят же: «Если хочешь
насмешить Бога, поделись с ним своими планами». Я не стану его
смешить...