На новый спектакль в драматическом театре я шла почти
обреченно, для галочки. В родной интернет-газете про него уже
написали, так что рецензии не требовалось, в чудеса и
метаморфозы я почти не верю, к тому же прочла пять или шесть
отзывов в Интернете — ни один журналист, ни один даже самый
восторженный театральный завсегдатай не сказал доброго слова о
премьере "Семьи" по первой версии "Вассы Железновой".
Не знаю, что уж там показывали в первые дни, но через
неделю "Семью" сыграли именно чудесно. За последние четыре года
не припомню на большой сцене спектакля, который бы заставил без
стеснения признаться, мол, смотрела не отрываясь, с нетерпением
пережидала антракт. В последние четыре года я ходила только на
премьерные показы. Может, в этом дело. Или все-таки в том, что
режиссер Александр Цодиков, бывший до начала 1990-х главрежем
тюменского драмтеатра, вернулся с триумфальным психологическим
пасьянсом, разложенным умелой рукой.
Расставить актеров на "их" места в пьесе — полдела.
Расстановкой сил определяется как точность актерского попадания,
так и режиссерская трактовка образа. На роль Вассы театральные
блоггеры прочили Ирину Тутулову, дескать, она лучше всех сыграет
властную, деспотичную мать с душой темной, как сами потемки. А
режиссер выбрал Елену Самохину — в его понимании Васса не
железная леди, а какое-то федорино горе. Внешне властная, она
слабая, ограниченная, но по-своему умная, отвратительная, как
паук, но и вызывающая жалость, почти сочувствие. Елена Самохина
способна играть эту роль превосходно, не шаблонно, как в
комиксе, а на полутонах, в лучших традициях русской литератур.
Завораживает дуэт Вассы и Анны, которую играет Марина
Слепнева. Прозванная зрителями "холодной рыбой", Слепнева на
этот раз точно и эффектно вписалась в роль. При первых жестах,
первых взглядах встречи героинь хочется узнать об их отношениях
больше, понять запутанный, закутанный в лицемерие клубок
взаимоотношений. Интересно узнать, что же между ними творилось в
детстве Анны, при каких обстоятельствах она покинула дом, до
чего дошло противостояние между матерью и дочерью. Глядя на
"нынешних" героинь, их прошлое легко вообразить, потому что на
сцене не персонажи, а живые люди, с историей.
И Владимир Орел в роли Михайло как будто одержим
совершенно иным человеком. Проскакивают порой "фирменные"
орловские интонации, но ей-богу это именно Михайло. Человек
темный, но трезвомыслящий, циничный, однако не лишенный чувств и
страхов, многомерный, в общем.
Семен — отличная роль Сергея Скобелева. Актер слез со
штампов, он действительно преображается умно, живо… Вот
почему-то не поворачивается язык ни про кого сказать "тонко".
Может, это предубеждение, и все же вместо "тонко" скажу
"загривком чувствуют". Они все становятся актерами-кошками,
зачаровывающими публику. Все, кроме разве что Алексея Иноземцева
(Павел), Ольги Игониной (Липа) и Татьяны Телегиной (Людмила),
которые играют.
Телегина хороша в краткие секунды диалога с курящей на
авансцене Анной. Вообще ее смена имиджа — отличный ход. Актрису
выдернули из привычного боевого макияжа Блондинки, выпустили
простоволосой, в шерстяных носках. А все же не вытянула
предложенный образ, ей все охота быть "Актрисой" — зычно и
красиво говорить "мылако, лышадей" и прочие манерные и
неестественные штучки. Натурального голоса Татьяна найти не
может, а если и нащупывает, то быстро теряет.
Наталья Коротченко (Наталья) — отлично! Ее героиня —
смешная, нелепая, ханжа. Бедняжка-дурочка, жадная простушка с
амбицией — одна меняется, она узнаваемая и правдоподобная.
Геннадий Баширов замечательный в роли Прохора… Тут
актеров не просто распределили в соответствии с психотипами и
амплуа, им объяснили что-то очень важное, нажали потайные
пружинки, которые заставили отбросить шаблоны и любимые ходы и
пожить немного на сцене. Иглоукалывание или другие
нетрадиционные методы, но их загривки обрели невиданную
чувствительность.
При том, что лавры этой акупунктуры очевиднейшим образом
принадлежат Цодикову, "Семья" — именно актерский спектакль. То
есть постановка, в которой не театральные приемы (как у Коляды,
например) "делают" спектакль, а психологизм. Вот он, наверное,
русский психологический театр — великое, неуловимое и
прекрасное. Я была счастлива попасть на экстраординарный
спектакль в нашем театре. Боюсь, ей-богу боюсь, что это было
лишь разовое везение.
Впрочем, тут уже вопрос веры. Один точно сыгранный
спектакль способен затмить десять или даже двадцать
разочарований и вернуть веру в чудо. Буду ходить в театр почаще.
И не только на премьеры.
I
Назад I
|