Орел
Владимир Васильевич родился в 1951 году
в селе Луговки Киевской области.
Окончил Харьковский институт
искусств в 1972 году.
С
1972 по 1975 год работал в
Ворошиловградском театре.
С 1975 по 1977 год – в Томском драмтеатре.
В
Тюменском театре работает
с сентября 1977 года.
Заслуженный
артист России с 1997 года.
Сцена
из спектакля "Ревизор" - в центре
В. Орел
Владимир
Рогачев о Владимире Орле
...
Орел довел до высшей точки апогея, психологически
и в манерах являя нам свое лицо
благородного сословия, в минуты
самооценок - свой люденс-реализм
человека из наших дней, обсуждающего
вечные проблемы любви и жизни в
игровом поле на излете возрождения.
Орел
из тех людей, которые, как сейчас
говорят, что они сами сделали себя. Он
родился в сельском районе под Киевом в
учительской семье. Его не зажимали,
давали проявить себя. На пороге школы
сделал выбор. "Я сам решил уйти из
дома и строить судьбу". Стал
студентом театрального отделения
Харьковского института искусств. Орлу
повезло с наставниками, уроки
мастерства ему давали народные
артисты Советского Союза Евгений
Бондаренко и Валерий Ивченко.
Сезоны
1972-1975 г.г. провел в русском
драматическом театре Луганска. Рядом
Краснодон, история молодого
антифашистского подполья в годы
Великой Отечественной. В знаковом
спектакле "Молодая гвардия" Орел
играл заводилу и решительного Сергея
Тюленина. Помнит ту радость
творческого общения, которая
случилась с приездом в Луганск Олега
Ефремова, поставившего в его театре
прошумевших во всем Союзе "Сталеваров".
Орел
верен своим любимым учителям,
особенно режиссерам, с которыми
связаны этапы его актерского
совершенствования. Помимо Ефремова и
Воробьева, он обязательно назовет
Феликса Григоряна (Томский театр 70-х
годов), Александра Цодикова (работал в
Тюмени в конце 80-х).
Но
вернемся на Украину. Молодому актеру
надоели вызовы в военкомат и все эти
унизительные дела с отсрочками от
военного призыва. И снова Орел решает
сам, уходит служить в армию. В принципе,
он - счастливчик, ибо попал в часть, где
на специальном планшете разбирался с
траекториями зенитных ракет. В
Луганск Орел уже не вернулся,
прослышал, что в сибирском Томске
первый секретарь обкома партии Егор
Лигачев - большой любитель театра. "Умница!"
- заметил мастер в беседе со мной.
Постоянный спор героя-любовника,
острохарактерного амплуа с рыцарским
героико-романтическим идеалом
подсказали далекий путь на берега
Томи.
В
Томске было интересно, разнообразные
роли, хорошая атмосфера. Много
молодежи, пьесы, которые официально не
запрещались, но и особо не ставились в
других местах - как бы чего не вышло.
Лигачев давал добро на все "острое".
Ставили сюрреалистические драмы
Франсуазы Саган, вампиловскую "Прошлым
летом в Чулимске" с беспощадным
анализом начавшейся тогда моральной
катастрофы советского общества.
И
хотя в Томске Орел несколько поправил
свое материальное положение, получил
первую актерскую категорию, он пробыл
там недолго (1975-1977). Ищущий и умный
человек, он увлекался тогда натурами
эпическими, целостными, крупными. Ему
не хотелось на сцене копаться в
сумерках человеческой души, в грязи
отношений.
И
тут в Томск приехала на гастроли
тюменская труппа. В зените славы,
после приличных московских гастролей
1975 года, где "нас возвышающий обман"
очищался творческим светом
знаменитого тандема директора ТГТДиК
Александра Калугина и главного
режиссера Евгения Плавинского.
Золотой век тюменского театра в
вахтанговском стиле (1963-1983 г.г.). Орлу
понравился мощный репертуар, великие
классические пьесы (хотя бы "Король
Лир" и... порядок в труппе). Перешел в
Тюмень и осел тут прочно, в крепкой
семье стали набирать силу дети.
Работы
было много. Плавинский не заставлял
ждать тюменцев новых премьер. Сам
мастер помнит свои роли в хитах того
времени - "Филумена Мартурано",
"Деревья умирают стоя", "Виват,
королева!"
В
90-е годы как мастер Орел все чаще
достигает на своей орбите апогейной
высоты. Пошли красивые полнокровные
работы. Он вывернул наизнанку
магнетические силы зла (Свидригайлов
в "Преступлении и наказании"). У
нового главного режиссера ТГТДиК
Алексея Ларичева сыграл верного друга
неистового гуляки и поэта Франсуа
Вийона Монтеньи в "Жажде над ручьем".
В 1997 году сэр Аласдэйр Рамсей (британец),
признанный постановщик Шекспира,
увидел его в комической роли
заводного Пейджа в "Виндзорских
проказницах".
Орел
красив и притягателен в "Дорогой
Памеле" в роли брошенного на дно
жизни искусного инженера-химика Брэда
Винера, побеждающего зло. Мастер точно
прочитал гусара Минского в юбилейном
пушкинском "Станционном смотрителе"
(1999г.). Он таранит напропалую своих
соперников в последней прижизненной
работе Воробьева - комедии
малоизвестного в России, но
популярного в романтической Европе
драматурга Фернана Кроммелинка (Бельгия),
названной "Одержимая любовью" (1999г.).
Удался
Орлу главный герой тургеневского "Нахлебника",
холодный и расчетливый вельможа
Елецкий, покоряет жаждой верной любви
его Файл в "Продавце дождя" (2000г.)
Сейчас в ТГТДиК гуляет идея
орловского бенефиса, который по ряду
уважительных причин не состоялся
весной этого года. Возможно, мастер
выйдет в неожиданной роли в одной
известной пьесе (сюрприз!), где ему
придется попотеть, выложиться на все
сто. В общем, долго быть на сцене.
М.Ульянов
и В.Орел
Орел
- признанный общественный лидер. В 1996
году, когда театралы метались, битые-перебитые
рыночными страстями, его избрали
председателем местного СТД (Союз
театральных деятелей) РФ. Дело пошло,
обновилась команда, оказывается
посильная помощь ветеранам, даже свои
эстэдешные спектакли ставят (по
"Характерам" Шукшина в 1999 году).
Открываются мемориальные доски,
проходят торжественные вечера и
бенефисы.
Уже
четыре года в Международный день
театра или под закрытие сезона СТД
вручает свои премии. Лауреатов
определяют сами актеры на собрании
труппы. Вошли в норму творческие
командировки наших мастеров в
именитые театры России.
Что
впереди? Да одно, сейчас главная боль-мечта
Орла. Тюмень - один из немногих городов
в России, где нет Дома творческих
союзов. Дома актера.
Сейчас
в Тюмени набирает силу новая команда
губернатора Сергея Собянина. Хочется
верить, что наконец-то решится дело,
которое тянется с конца 80-х годов
прошлого века.
По-хорошему
упрям и настойчив Орел, умеет ждать.
Значит, добьется своего, как
добивается неизменного успеха в
творчестве.
("Возрождение",
- спец.выпуск, № 10, июнь 2001г.)
Тюменский
областной иллюстрированный
еженедельник
Александр
Горбань:
(Из беседы Елены Дубовской
с постановщиком спектакля «Контрабас»
московского режиссера Александра
Горбань,
«Тюменская правда сегодня» от 18.12.2001 г.)
«НАМ РАДУГИ В ЖИЗНИ
НЕ ХВАТАЕТ!»
…В
«Контрабасе» я хочу исследовать
асимметрию души. Это история о
маленьком человеке. Но масштабном. С
невероятно энциклопедически образным
пониманием мира. Это вздыбленный мир.
Разрушенный.
Алексей
Паненков, главный художник театра,
очень тонко почувствовал все это. В
разрушенном на клочки, но вертикально
устремленном мире живет маленький
человек. И он никому не нужен, как и все
мы, по жизни.
Вот
вы, зрители, пришли из
действительности, чтобы развлечься,
посмотреть спектакль. И думаете, в
течение двух часов контрабасист будет
рассказывать о контрабасе, о струнах,
о том, кто писал музыку, а кто не писал
для контрабаса?.. Вам же это не надо!
Вот мне интересно, что же с человечком
происходит? Как он дышит? Как
существует? Мыслит? Он все про
контрабас да про контрабас говорит, и
понимаешь: человек влюблен, но любовь-то
безответная. Он сам контрабас. Он раб
своего музыкального инструмента.
Человек понимает, что всю жизнь ему
отдал, сам себя изолировал от всех…
Трагедия…
…Что такое радуга, знаете? Говорят,
творец посмотрел на землю, и появилась
радуга. Да, физики говорят: радуга –
явление природы, преломление света…Не
нужно тайну разоблачать! Нам радуги в
жизни не хватает…Чистоты не хватает!
И
мне кажется, что театр должен
вернуться на позиции «кафедры».
…Свобода
– великая вещь, но очень опасная. Надо,
чтобы человек в своей жизни хотя бы
раз немного был свободным. А когда
вдруг представишь себе, что ты окружен
огромным количеством условностей, не
имеющих никакого отношения к душе,
становится страшно.
…Мы
все с недостатками, мы все
закомплексованы так или иначе. Когда
ты это начинаешь понимать, то,
оказывается, нет пределов в
совершенстве.
…Театр
при всех превратностях судьбы
существует для того, чтобы люди
начинали понимать себя, окружающий их
мир. Театр – маленькая модель мира,
где можно предугадать события,
которые рано или поздно развернутся
на политической карте планеты. И не
надо быть семи пядей во лбу, надо
просто ра-бо-тать.
…Владимир
Васильевич Орел будет играть
контрабасиста. Как я высмотрел этого
замечательного артиста? У Орла –
юбилей.
Но
мне главное, у Владимира Васильевича
существует асимметрия души. В нем
текут токи и кровь удивительно
сентиментальной нации – украинской.
Сентиментальность – это тонкость
ощущения. Это врожденное свойство. Вы
говорите, у Орла пластика
своеобразная? Мы Орла видим в
спектаклях устремленным,
принципиальным. Мы эту пластику
ломаем…Берем талант, жизненный,
профессиональный опыт Владимира
Васильевича и придумываем совершенно
другого человека. Естественно,
физически он будет походить на Орла,
но психофизически, поведением,
странностями он не похож на него.
У
меня кличка есть – Реаниматор. Я люблю
возюкаться с артистами. Ходить,
ползать, показывать, я не могу сидеть
на месте… Я получаю огромное
удовольствие не от того, что я как
режиссер что-то сделал, а от того, что
на сцене солнышки сияют. Я радуюсь,
если артист как-то по-другому родился.
Мне хочется искать в актерах
необыкновенные, новые грани. Зачем?…
Надо, чтобы им было самим интересно!
…Ни
в коем разе не думайте, что спектакль «Контрабас»
интересен только музыкантам. Речь в
нем о том, что плохо человеку, но так
много любви внутри, и внутри еще и
Вселенная, красота такая. И никому
просто не нуж-на…
…По
жанру «Контрабас» скорее всего
комедия, с такой же природой смеха, как
у Чехова.
Занят
в спектаклях:
-
“Дама
с камелиями” – Артур де Варвиль
-
“Шалом,
Америка!” – Мозес
-
“Дорогая
Памела” – Брэд Винер
-
“Станционный
смотритель” – Минский
-
“Мирандолина”
– Кавалер ди Рипафратта
-
“Продавец
дождя” – Файл
-
“Одержимая
любовью” – Тьерри
-
“Нахлебник”
– Елецкий
-
“Виндзорские
проказницы” – Пейдж
-
“Комедия
в замке” – Гаал
-
“Контрабас” – Контрабасист
-
“Черная панна Несвижа” – Радзивилл Черный
-
"Ревизор" –
Городничий
-
“Рядовые” – Соляник
-
"Сторож"
– Дэвис
-
"Моцарт"
–
Антонио Сальери
-
"Плутни Скапена"
– Аргант
-
"Семеро святых из деревни Брюхо"
–
Сидоренко
-
"Последняя
жертва"
–
Лавр Миронович
Прибытков
-
"Примадонны"
–
Доктор Майерс
-
"Последняя
женщина сеньора Хуана"
– Карлос
-
"Семья"
– Михайло Васильев