Елизавета ГАНОПОЛЬСКАЯ
Любовь и деньги
«Нервы разбиты, пишу пьесу, собираю
последние силы, чтобы её кончить».
Название пьесы, столь трудно давшейся
автору, Александру Островскому, было найдено незадолго до окончания
работы: «Последняя жертва».
Сказались ли в этом названии
обстоятельства создания текста? Или обстоятельства здесь ни при чём?
Разгадать смысл «Последней жертвы» предстоит актёрам тюменского
театра драмы. За постановку взялся Владимир Захаров, режиссёр старой
закалки, хранитель и знаток традиций МХАТа.
«Не для того надо ставить классику,
чтобы все заметили впереди идущую грудь режиссёра, - размышляет
Захаров. – Нужна постановка, где мы видим артистов. И не только
потому я так говорю, что нас учили прятаться в актёра, а потому что
надоели «смелые» интерпретации классики».
Пьеса остро современная, но тюменская
постановка будет традиционной, без искусственного, внешнего
подражания сегодняшней реальности.
Герои «Последней жертвы» существовали
в век медленных скоростей, в разреженном информационном
пространстве. Молодая вдова Юлия Тугина по три дня не имела известий
о любовнике, Вадиме Дульчине, мучилась, бедняжка, предполагая самые
страшные вещи: бросил, умер.
Тугина покупает Дульчина дорогими
подарками, стремится угодить ему. Он растрачивает деньги в
ресторанах и за игорным столом.
«Любовь присутствует мощно, сильно, но
на первом плане – деньги». Дульчин, по мнению режиссёра, совсем не
подлец. Любит Тугину, не притворяется. Образованный человек,
аристократ. Проблема в том, что он не может и не хочет трудиться.
Рад бы вырваться из порочного круга, но никак не получается. Он
умеет одно: играть в карты. Вернее, проигрывать. В карты ему не
везёт, оттого и долги большие. Своё имение прокутил, пустил по
ветру. Немалое состояние Тугиной тоже ушло в оплату долгов Дульчина.
Герои пьесы – бездельники, за редким
исключением. Захаров убеждён, что сочувствие автора – на стороне
богатого купца Фрола Прибыткова. Прибытков олицетворяет собой
русский капитал, здоровый нравственно, прогрессивный. Капиталист не
даёт деньгам залёживаться, пускает их в оборот, ценит каждую
копейку.
У остальных нет привычки трудиться,
«каждодневно вставать по утрам и работать. Есть порыв: всё, завтра
начинаю новую жизнь! Но порыв иссякнет, максимум через неделю».
Дульчин, его приятель Дергачёв, племянник Фрола Федулыча Лавр
Мироныч, другие члены клуба, где впустую тратятся деньги и время, -
все они, и многие неназванные за ними, не хотят принять Россию,
которая настоятельно требует реформ.
Режиссёр стремится понять и обнажить
позицию автора. Чья она, последняя жертва? Тугина на коленях
выпросила у Фрола Прибыткова шесть тысяч рублей, чтобы спасти
Дульчина от долговой ямы. Но это её последнее приношение на алтарь
любви. Фрол Федулыч в последний раз поддался слабости, отдал деньги
без расчёта вернуть. Внучка Фрола Ирина Лавровна распрощалась с
мечтой о бешеной страсти, Дульчин стал её последней, неоправданной
надеждой. Богатая купчиха Пивокурова – последнее спасение для
полнейшего банкрота Дульчина…
Сердце Юлии Тугиной разбито. Она
говорит «я умерла». Самое хорошее, нежное в ней умерло. Дульчин
собрался застрелиться. Не позирует, твёрдо решил свести счёты с
жизнью. Смешно ли, что он передумает, женится на Пивоваровой,
растратит её миллионы, найдёт ещё кого-нибудь, снова разорит?
Последняя жертва продолжится другими. Будет ещё одна последняя
жертва, потом самая последняя, самая-пресамая последняя,
распоследняя. Бесконечная жертва. Режиссёр угадывает судьбу России.