БОЛЬШОЙ  ЗАЛ


Жан-Батист
Мольер

Плутни Скапена

Постановка  Линаса Зайкаускаса
(Польша)


Сценография Алексея Паненкова
 


Меню

 Книга для гостей


вход на сайт

немного истории

гастроли

премьеры

актеры

репертуар месяца

фестиваль
"Золотой конек"

наши спонсоры

тюменское отделение
СТД

литературная страничка

главная страничка


Ирина НИКИТИНА
«Тюменская область сегодня»
18.03.06

Страсти по Мольеру

вслед за событием

Март, как и год назад, берет свое, и мы, словно обласканные веснушчатым солнцем воробьи, чистим перышки, точим клювики. Прочь, в темный шкаф меха и валенки, шапки-ушанки и шерстяные рукавицы. Теперь осторожно, без резких движений, переносим ТЕЛА в легкие пальто и ботиночки. На щеки – земляничные румяна, к глазам – из лиловых оттенков, капелька блеска на губы. Легкость в движениях и настроении. Легкость во всем.

Скапен - Леван Допуа

Тюменский драмтеатр по примеру молодящейся дамы обновляет весенний гардероб, не забывая напудрить носик и выучить несколько новых (мартовских) па. Накануне весны он давно перестал грузить публику тяжелыми постановками. Взамен дум о былом и грядущем – стихия фарса и буффонады. Чтоб было юмористично. Чтоб ты вышел на улицу истощенный от здорового смеха. Чтоб щеки и животы болели. А забыть или запомнить, о чем был спектакль, – не суть важно. Из этого ряда – премьера театра «Плутни Скапена» по Мольеру, которой, собственно, о себе и заявил небезызвестный польский режиссер Линас Мариос Зайкаускас. Вспоминаю наш прошлогодний разговор с мастером (в апреле 2005 года Зайкаускас ставил в тюменской «драме» почти трехчасового, вместе с антрактом, «Дядю Ваню»). Говорил, мол, если тюменской публике понравится Чехов по-польски, то он вновь приедет поработать. Прервем на этом цепочку логических размышлений…

Сцена из спектакля

Весна 2006 года. На сцене драматического – новая работа Линаса. Когда-то высказывавшийся по поводу верности и уважения к каждому автору режиссер, хотя и оставил оригинальное название спектакля, прочел пьесу великого комедиографа по-своему. По-своему же, учтя законы современности, и поставил. А как это? Во-первых, перевел, героев Мольера чудным образом «пересадили» из XVII века в век XXI. Нет, сюжет все тот же, имена героев прежние, вот атмосфера до боли знакомая.

Александр Кудрин и Леван Допуа

Никаких пышных юбок и гирлянд-дворцов на дамских головках. Никаких шпаг и изысканных манер. Мужчины у Зайкаускаса в потертых джинсах (Октав – Александр Кудрин), штанах-комбатках (Скапен – Сергей Скобелев), спортивных костюмах (Аргант, отец Октава – Владимир Обрезков, в другом составе – Владимир Орел), темных очках, а то и вовсе в нижнем белье. Женщины – в вызывающих платьях. Для снятия стресса – профессиональный маникюр, депиляция (ее сделали господину Жеронту, отцу Леандра – Андрей Волошенко) или же ломание кирпичей о голову секьюрити. Для того чтобы известить сына о своем приезде – фотография на обложке журнала (по-моему, это был «Absolut»).

Сцена из спектакля

Никаких высоких стилей. Герои говорят на вполне понятному нашему поколению языке: признаться, немного коробило от бесчисленных «че». От мальеровского замысла остался, быть может, только летающий над сценой вестник – ангелочек-облачко. И вокруг иллюминация, иллюминация, иллюминация – будто в Тюмень опять пришел Новый год.

Леван Допуа и Юлия Зеленина

Почерк Зайкаускаса угадывался только в одном. Если помните, «Дядю Ваню» он и сценограф из Уфы Маргарита Мисюкова наградили огромными водяными не то часами, не то столпами. В «Плутнях Скапена» Зайкаускас загнал воду во что-то наподобие бассейна, выступающего то в роли купальни, то в роли моря. Здесь, у моря-купальни, и происходят все судьбоносные события истории.

Сцена из спектакля

Кстати, сюжет ее будет отчасти знаком тем, кто видел-слышал «Труффальдино из Бергамо» (в Тюменском театре кукол – «Слуга двух господ»). Главный герой спектакля Скапен – изобретательный и хитрый слуга, родственный по духу известным ловкачам-плутам Труффальдино и Фигаро. Великий комедиограф Жан-Батист Мольер (первого Скапена он сыграл сам в 1671 году в парижском театре «Пале-Рояль») сделал его настоящим актером. Темпераментный лицедей самозабвенно вершит чудеса: Скапен помогает воссоединиться влюбленным парам, хитроумно обведя вокруг пальца их отцов-скупердяев. Так самую банальную и рутинную жизненную ситуацию он превращает в шумное представление. Эмоциональный финал: все счастливы и здоровы, целуются и обнимаются. Но все ли? Всеобщий любимец, шут и лицедей Скапен в итоге оказывается никому не нужным… Вот только над этим и можно задуматься: гори-сгорай, да меру знай.

Леван Допуа и Андрей Волошенко

…Для того чтобы спектакль получился действительно смешным, необходимы два условия: актерское мастерство и оригинальность режиссерского замысла. С Зайкаускасом все ясно – он предоставил актерам удочки. Чтобы наловить солидной рыбы, да не каких-нибудь мальков, им предстоит кое над чем поработать. Только тогда у спектакля «Плутни Скапена» будет шанс жить и звучать.

Сцена из спектакля

Да, весна. Да, март. Но зарядка для ума остается все такой же востребованной.

Сцена из спектакля

Хочется думать.

 

Действующие лица и исполнители:

СкапенЛеван Допуа, Сергей Скобелев
Аргант
Владимир Орел, Владимир Обрезков
Жеронт
Андрей Волошенко
Октав
Александр Кудрин
Леандр
Михаил Заец, Алексей Иноземцев
Зербинетта
Ольга Игонина, Татьяна Телегина
Геацинта
Галина Понятовская
Сильвестр
Владимир Ващенко
Нерина
Капитолина Баженова
Карл
Валерий Рябков
Носильщики, официанты, полицейские, клакеры
– артисты театра
 

   
Hosted by uCoz