Колиниченко
Антонина Николаевна, родилась в г.Медногорске, Оренбургской области в
1940 году. Образование среднее.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
№ 10 (194)
июнь 2001 г.
Диалог
в антракте
Анта Колиниченко:
"Это
природа - она властна над тобой"
Она
целиком отдает себя сцене, театру.
Романтичная, чувственная, она играет
сложные, духовно богатые образы: Мод с
ее проницательной любовью ("Гарольд
и Мод"), Памелу - жертвенную, готовую
воскреснуть из мертвых, чтобы помочь
близким ("Дорогая Памела"). Что
объединяет этих женщин? Они -
необыкновенные, они "не такие".
Наверное, именно поэтому они - героини
Анты Николаевны Колиниченко - чуткой,
ранимой натуры, создающей впечатление
человека неземного. Она выше сплетен,
малодушия и мелочности, которые нас
окружают. Она умеет подняться над
повседневщиной. Анта Николаевна
похожа на своих героинь: "Не знаю
точно, когда я родилась", - говорит
она. А помните Памелу: "Ведь вы
думаете, что я родилась 26 апреля? А в
паспорте у меня записано "5 мая".
Но эта дата тоже неверная. Мне было уже
около месяца, когда мама
регистрировала меня".
Счастливых
моментов и трудностей в ее жизни было
поровну. В 15 лет покинула родительский
дом, с 15-ти же лет начала играть во
вспомогательном составе. Работала в
Оренбурге, Магнитогорске, Кургане,
Рязани, Чите и потом - в Тюмени. Много
переезжала, движимая поиском себя,
своего режиссера.
Мария
Никитина
...
Профессию выбрала раньше, чем сама об
этом задумалась. Сердце выбрало. Душа
жаждала самовыражения, другой жизни.
Она рвалась из той атмосферы, которая
ее окружала.
... Я - актриса, а актер проверяет себя,
свои силы каждый день. И каждый раз -
заново. Сказать, что я в себе уверена -
это очень сложно. Уверенность "закрывает"
актера, который должен находиться в
постоянном поиске. А когда он ищет - он
неуверен. Если ты в чем-то убедился, то
должен искать дальше. Даже выходя на
сцену в сто первый раз, нельзя быть
уверенным, ведь на сцене происходит
импровизация: импровизирую я,
импровизирует мой партнер. Сегодня он
играет не так, как вчера, и ты к нему
подстраиваешься. Возможно, бывает и по-другому.
Тогда это уже высокая техника - когда
из глаз текут слезы, а актер ничего не
чувствует. Я не могу отнести себя к
этому десятку великих артистов,
потому что я не отшлифовала до такой
степени свою технику, чтобы не
затрачивать себя эмоционально. Когда
я эмоциональна, я чувствую ответную
реакцию зала. Актер должен уметь
вызывать в себе чувства в нужный
момент. Если все разложено по действию,
если знаешь все, что сделаешь ты,
нужное чувство приходит. Оно
рождается так же, как в жизни.
... Любовь играть на сцене очень трудно.
"Гарольд и Мод" - спектакль о
любви. Если люди ходят на него по 5-8 раз,
значит это нужно. Одна девушка
призналась мне: "Я хожу на каждый
спектакль, потому что я набираюсь для
этой жизни сил". Что может быть
дороже для актрисы?
... Мод - женщина, которая заставляет
подниматься до нее. Многие цепляются
за жизнь, даже, если она ничтожна. А Мод
хватило сил увидеть Гарольда,
завоевать его любовь, понять, что он не
забудет и сказать: "У тебя будет
любовь, ты теперь будешь любить". Я
благодарна авторам, которые написали
"Гарольд и Мод", "Дорогую
Памелу", благодарна режиссеру,
который дал мне дал мне эти роли и
увидел, что я могу подняться и
выполнить задумку автора. Когда
прочитаешь пьесу, всегда есть первое
впечатление, и если оно не размоется,
ты можешь "идти в ногу" с
режиссером либо спорить с ним, но
обязательно имея свои мысли внутри.
Я
работаю с Алексеем Ивановичем
Ларичевым. Иной раз мне трудно. Ему
нужен быстрый результат, а
Колиниченко такой человек, который
долго идет к своей цели в своем поиске.
Но я такая, и я рада, что умею искать.
Алексей Иванович понимает меня,
понимает актера, вообще вникает в суть
человека. Он прощает мои ошибки.
Бывает, что на репетициях я с ним спорю.
Иногда он меня ругает, иногда - хвалит.
Поэтому я очень двольна.
Работала
в театрах:
-
1955
– 1960 года – Орский драмтеатр им.
Пушкина.
-
1960
– 1961 года – Магнитогорский
драмтеатр.
-
1961
– 1963 года – Стерлитомакский
драмтеатр.
-
1963
– 1965 года – Рязанский областной ТЮЗ.
-
1965
– 1967 года – Курганский областной
театр драмы.
-
1967
– 1970 года – Читинский облдрамтеатр.
В
Тюменском театре работает с октября
1970 года.
В
августе 1997 года присвоено звание “Заслуженная артистка России”
Занята
в спектаклях:
Сергей
Белозерских
«НЕ
ЭЛИТУ ХОЧУ ВИДЕТЬ В ТЕАТРЕ, А
ТЕАТРАЛЬНУЮ ЭЛИТУ»
Она долго не
соглашалась на разговор. Тогда, в
январе, перед бенефисом, ей было не до
интервью… Город пестрел афишами,
приглашающими на юбилейный вечер
актрисы Анты Колиниченко… Тот
праздничный вечер прошел с отменным
успехом.
…В тот морозный
январский день монолог актрисы не был
наполнен ожиданием праздника,
желанием вспоминать приятные
мгновения театральной карьеры и
говорить о себе. «Часто повторяют, что
русская душа загадочна и непонятна. Да
потому она и не понятна, что она болит
и есть. Как только она перестанет
болеть, мы сразу перестанем быть
русскими. И начнем говорить страшную
фразу: «Это не мои проблемы». Вот чего
я боюсь больше всего».
…«Детство было
неприметное. Такое, как у миллионов
детей военной и послевоенной поры…
Родилась в Оренбургской области, папа
погиб, а мама отправила меня в деревню
к бабушке, чтобы я там подкормилась…Ели
травы разные, сено фактически, грибы
полевые собирали, люцерну шелушили…
Меня уже в три года брали с собой
старшие дети пасти скотину. Разве это
интересно? Может, интересно то, что в
душе моей зарождалось от того неба,
которое было надо мной, от той жары,
что меня пекла… Недавно у Ермоловой
прочла, что жила она в полуподвале,
видела в окошечко пятки бегущих мимо
людей, и появлялись у нее фантазии о
чем-то недосягаемом, высоком…Неужели
для того, чтобы рождалось желание жить,
нужно пройти муки ада? Не знаю, может
поэтому актеры чаще всего бывают не из
благоустроенных хором, пережившие в
детстве нечто трагическое, испытавшие
и прочувствовавшие?
…В пять лет меня
одевали в старые юбки, что были у
бабушки, и я пела-веселила народ.
Купим
козу для колхозу,
Бригадир будет доить.
Председатель захворает,
Молочком будем поить.
Взрослые научили,
чтобы мне прежде всего молочко
перепало. Послушает председатель меня
маленькую-премаленькую, безответное
существо, расчувствуется, может, и
угостит… Театры создавали почти в
каждом доме, подмостками служил стол,
чтобы нас, крох, лучше видно было, и мы
изображали и клоунов. В войну-то…
Помню дом недостроенный, в нем мы
устраивали представления. За билеты
брали не то по копейке, не то по десять,
это для того, чтобы люди как на
настоящий концерт собирались… Смотрю
сейчас на детей, что на асфальте сидят,
и не могу пройти мимо. Все раздам,
потому что вспоминаю свое детство,
которое не желаю никому пережить.
Вспоминаю, как в шесть лет за кусочек
лепешки полы мыла… Хочу ли прожить
жизнь заново? Повторения молодости не
хотела бы… Бросили меня как ягненка в
бурную реку и ждали: выплыву ли?
"Квартет" –
Джин Хортон
…Была бы у меня
другая судьба, я бы с самого начала
сыграла Настену в «На дне», как мне
пророчила когда-то талантливый
режиссер Ефремова из Калининского
театра… Или Электру. Тогда приехал на
гастроли греческий театр, и мне
говорили: «Посмотри!» Но ведь для
Электры не только я была нужна, с моей
внешностью, душой, нужен был и
режиссер, который захотел бы увидеть
меня в этой роли… Душа сгорела в
мечтах. А сколько их, душ, сгорело?
Горел-горел, ждал-ждал – и затих… Нет,
лучше брать примеры с таких людей,
которые волей своей поднимаются над
бедами, ожиданиями и говорят: «А я буду.
Вы не верите, а я состоюсь!»
Михаил Новаков
ставил «Печку на колесе» и объяснял
мне мой образ: «Есть такие люди…Они
как трава, как цветы. По ним и колеса
проедут, и гусеницы трактора, подошвы
их примнут и копыта истопчут, а
утречком поглядишь – они опять в рост,
цветут и глаз радуют. Вот твой образ».
Я ему говорю: «Какой образ, если это
моя жизнь!»
…Люблю стихи
Риммы Казаковой, особенно строки: «Как
нам трудно, когда не трудно… Когда как
до рождения пусто. Лучше пальцы ломать
до хруста, лучше замертво на кровать…
Как нам трудно, когда не трудно… Ты
боли, мое сердце, боли…»
…Вот и все вроде…
По моему без этих строк была какая-то
недоговоренность, невысказанность.»
ВСТРЕЧИ
С ДЕСЯТОЙ МУЗОЙ
– Анта
Николаевна, как случилось, что одну из
ролей в популярнейшем фильме «Иван
Бровкин на целине» сыграли именно вы?
–
Случай! Чистейшей воды случай. Дело
было, по-моему, в 1958 году, я работала в
Оренбургском театре, и именно под
Оренбург, в знаменитейший тогда
совхоз «Комсомольский» приехала
съемочная группа во главе с
режиссером Лукинским. Нашли меня в
театре и без всяких фото и кинопроб
утвердили на роль Бухваловой…
–
Окружение было потрясающим – Леонид
Харитонов, Татьяна Пельтцер, Михаил
Пуговкин, Вера Орлова, Соня Зайкова,
Виктор Яковлевич Станицын. Но тогда я,
молодая наивная девчонка, многого не
понимала, к авторитетам была как-то
равнодушна и когда Станицын подарил
мне на память фотографию, на которой я
была запечатлена вместе с ним и сказал
при этом: «Запомни! Ты принимаешь этот
снимок из рук самого Станицына», – я
подумала: «Вот если бы Харитонов мне
фотографию подарил, то еще куда бы ни
шло!»
На время
съемок нас поселили в новый совхозный
дом. Там мы все и жили. Я вечером
уходила куда-нибудь в степь и гуляла
по улицам, думала, ну что я для них?
Даже когда они сами обращались ко мне
просто, по-человечески, я замыкалась,
стеснялась что ли. А уж речи о том, что
я первая с кем-то из них заговорила,
вообще быть не может! Приглашали меня
в гости, говорили, будешь в Москве –
заходи. Вера Марковна Орлова, тогда
она в театре имени Маяковского
работала, пропуск на спектакли для
меня заказывала, а я, когда приезжала в
столицу, ходила в театры, в которые
билеты свободно купить можно было. Не
решалась я воспользоваться своим
знакомством с ней. Сейчас могу сказать
точно, что жалею… Молодая, глупая была.
И на
площадке для меня все было как для
ребенка, не посвященного ни в какие
тайны. Истошные крики: «Солнце вышло»
или наоборот «Солнце зашло», какие-то
там тонвагены, расфокусы, микрофоны,
хлопушки… Во время съемок за мной
стал ухаживать парень, что в фильме
мужа моего играл. Я на замужество
видов никаких не имела, а вспомнила
его потому, что именно с ним довелось
побывать в гостях у Харитонова. Леонид
нас в «Арагви» пригласил.
–
Харитонов тогда в пике популярности
был. Как вы ощущали себя в компании с
ним? Известность его не мешала?
– Ой, мы
так веселились! Он нас не покидал, за
лишней стопкой за соседние столы
бегал. Так, кто-нибудь рукой ему
издалека помашет или шампанское
пришлет. Но мы были в своем тесном
кругу и мне показалось, что Леониду
уютно среди нас. Конечно, потом наши
рассказы о его маленькой
однокомнатной квартире, о том, что в
театре его заработок составлял всего
80 рублей в месяц, что он обыкновенный
человек, простой и общительный, еще
больше подогревали любовь к нему, как
к артисту… И фотографию Леонид мне
все-таки подарил. Да не одну, а целый
набор фотокадров из фильма.
Лукинскому
я, как актриса, видимо, понравилась. Он
постоянно вызывал меня на съемки, даже
если в этот день и не было моего
эпизода. Наверное, искренно желал,
чтобы я как можно больше находилась в
киношной среде, опыта набиралась…
Потом, уже на киностудии, лично
поставил меня на актерский учет и
сказал: «Пришли мне фотографию. Самую
обыденную, самую невзрачную. Я по ней
буду тебя вспоминать». Не прислала.
Недавно смотрела телепередачу о его 75-летии.
Лукинский рассказывал о своих фильмах,
достал фотоальбом и начал показывать
снимки. На второй странице я увидела
себя. Большой портрет – кадр из «Бровкина
на целине»… Лукинский так смотрел на
фотографию, что я прочла в его глазах:
«Куда же ты, дурочка, делась? Если
видишь сейчас, вспомни, о чем я тебя
просил».
В моем
гороскопе написано – «не умеет
пользоваться случаем». Я и не
пользовалась. Жалко.
Вспоминаю
обо всем с удовольствием. Вспоминаю,
как о прекрасном сне, в котором
встретились хорошие люди с чистыми
помыслами…
– Спасибо,
Анта Николаевна, за рассказ.
– Ой,
вам спасибо! Воспоминания о фильме
всегда поднимают настроение. Я по
натуре романтик и расцениваю свою
встречу с кино как романтическое
приключение.