"Тюменский курьер"
18 сентября 2001 года
Владимир Рогачев
Коварство и любовь
...Сидим друг против друга с Алексеем
Ларичевым, главным режиссером тюменского театра драмы и комедии. Вроде
бы радоваться надо и лишний раз перемывать "хорошие косточки" театру и
актерам, покорившим на недавних летних гастролях минскую и смоленскую
сцены. На столе красуется репертуарный пасьянс сезона 2000 – 2001 г.г.
Если
все спектакли Ларичева соединить в одну большую симфонию, получается его "Война
и мир" – особая энциклопедия, панорама духовно-культурной жизни мыслящего
тростника, переполненного страданиями и страстями 1990-х г.г. и начала нового
века. "Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра...".
"Продавец дождя" с библейским огнем бога, разгневанного на изолгавшийся, безумно
кровоточащий современный мир. "Эквус" с насмешками местных мнимых культурников –
на упорство Ларичева, всякий раз выводящего на сцену живого коня. И много этих "интелей"
с нательными крестиками, не желающих принять высшую данность – лик господа в
явлении коня к нам в спектакле. Дабы не болтать о вере, а хотя бы начать очищать
душу в свете Нагорной проповеди.
Как
"аз есмь человек, а не поношение человеков" в "Нахлебнике". Как бесконечно
добрая "Дорогая Памела", на дне бытия ищущая светлое в падшем человеке, чтобы не
сгинул в ожесточении и цинизме. Ей помогает "Дама с камелиями", заклинает любить
жизнь, несмотря ни на что. Насыщающая нас оптимизмом героиня в "Гарольд и Мод".
И попытка в который раз обратить внимание на то, что войну надо убить прежде
всего в душах людей ("Мамаша Кураж"). И показать нынешним молодым, загнанным в
угол негативом перемен, чистый путь "Домой". А средневековую пьесу-пантомиму про
"Убийство Гонзаго" по-шекспировски обернуть в текущие дни, дабы показать их
зловещую наготу. И пока зло одевается, успеть выстроить защитные порядки.
Рядом
с авторским театром Ларичева – созвучные общему стилю театра гостевые постановки
"Школы злословия", "Вишневого сада", "Мирандолины", "Кадрили"... Памятные и
достойные опыты в режиссуре большого мастера сцены Семена Фуксмана (особенно
"Вечерний звон" и "Последний грех").
И
надежные творческие и менеджерские скрепы директора театра Владимира Коревицкого
с командой уникальных мастеров из цехов, главного художника Алексея Паненкова,
балетмейстера Эдуарда Соболя, всех замов и администраторов.
В
конце августа победители вернулись домой. Что, власти устроили торжественный
прием и разделили вкус творческой победы театра, набравшего к этому году такую
удивляющую высоту полета? Нашли честных столичных критиков (еще есть немного),
чтобы со стороны дать правдивую оценку этому уникальному событию в культурной
жизни региона, престижному явлению для всех?
Ладно, власти. Удручает невнимание тюменцев. Это удивительно, ибо круг
любителей-театралов у нас расширился. Правда, одну причину знаю точно. Зря
театры отказались от постоянной и кропотливой работы по организации зрителя.
Пора бы создать ассоциацию, клуб учредить, форму внимания постоянным
посетителям.
Одна
радость у меня – успешные гастроли смыли грязь с моих рецензий в нашей газете.
Мои коллеги давно изгаляются, оспаривая "курьерские" оценки и разборы
спектаклей. Вот он, ворох белорусских и смоленских газет с откликами на
гастроли. В неслышимой овации слились издания всех направлений. Уровень
комплиментов и похвал повыше градусом моего. Минская "Культура" (N 29, 2001):
"Полный успех, богатая культурная палитра, обаятельная умная труппа, связь
вечного и современного в продуманном и завидном репертуаре"
А
какие эпитеты нашему заслуженному артисту РФ Геннадию Баширову за "Эквус", его
энергетику, помогающую упавшему духом собраться с силами!
Известный белорусский театральный деятель Анатолий Дзялендзик: необычайные и
глубокие трактовки, сильные актеры, пронзительный "Эквус". Критик Алла Савицкая
(республиканская "Червона змена – Красная смена", 26 июля 2001) отмечает
духовно-эмоциональный накал спектаклей, бережное и впечатляющее прочтение
классики (удивительный синтез карнавальной стилистики "Мирандолины" с
драматизмом жизни, трагический нерв "Убийство Гонзаго", парадоксальное и игровое
упоение "Вишневого сада", блеск режиссуры Ларичева и сценографии Паненкова)
К
"Школе злословия" критик отнесся построже, выделен Михаил Заец в роли Чарльза –
за точное попадание в характер. Замечены работы Ирины Тутуловой, Галины
Домниковой, блеск эмоций Татьяны Пестовой и ее тонкие ходы в роли Раневской в
"Вишневом саде". "На сцене настолько выпукло разыгрывается драма-комедия
человеческого бытия, что выявляется целая гамма нашего сегодняшнего многомерного
мировосприятия" (Савицкая). В итоговом обзоре влиятельной "Культуры" (N 28,
2001) читаем: виртуозная игра (связка Пестовой с заслуженным артистом РФ
Владимиром Орлом в "Мирандолине"). Ой, простите, Ларичева, Горбаня оценивают по
мейерхольдовскому счету. Во дают минчане! Далее: "Соболю нет равных", Фирс
Вилниса Пинтиса – апофеоз мудрой красоты нашего актера. Ах, эта заслуженная
артистка РФ Анта Колиниченко, какая радость бытия! Еще: "Мы в плену высокой
культуры тюменского страстного театра". Фонтан комплиментов режиссеру Андрею
Лапикову, актерам Рюрику Нагорничных, Сергею Кутьмину, темпераментно-заводной
Татьяне Стрилюк, опять Колиниченко, роскошным краскам Галины Домниковой за
"Кадриль". Выделены философские видения Ларичева и актера Сергея Осинцева, опять
Баширова. Очистительные слезы пролиты над героем заслуженного артиста РФ
Вениамина Панова ("Нахлебник"), удача Геннадия Куцана.
Минск
отдал пальму первенства "Гонзаго" и "Саду". Общая оценка – театр высокой
духовности, очищающих страстей и доброй тревоги за современного человека.
Смоленские газеты: великолепный ансамбль, чудеса преображения ("Смоленские
новости", N 68, 2001). Главная мысль обзора гастролей нашего театра – это театр
непрописных истин. Спасибо Сергею Романенко, готов повторить. И добавить – театр
надежды, веры и любви, силы культуры и светлого духа, поддерживающего людей в
это странное и жестокое время.
P.S. На заметку оппонентам Ларичева:
смоленская "Все + РП" (3 августа 2001) поставила его в авангард современной
российской режиссуры. Как глубокого философа и тонкого интерпретатора.
Вернуться к основной
страничке А.Ларичева
На личную страничку
А.Ларичева