(эпиграф к спектаклю «Жажда над ручьем», пост. А. Ларичева)
Когда-то в одном из первых своих
интервью главный режиссер Тюменского театра драмы и комедии Алексей
Ларичев исчерпывающе сформулировал свою главную профессиональную
цель: «восстановление разрушенного человека». Наблюдая за
творчеством режиссера на каждой ларичевской премьере, можно
убедиться – «строительство» идет. Кирпичик за кирпичиком поднимается
над суетой «здание» – прекрасный храм человеческой души.
«Нон долет», «Эквус», «Нахлебник»,
«Гарольд и Мод», «Дама с камелиями», «Продавец дождя» – красной
нитью в этих спектаклях прослеживается стремление открыть человека в
человеке – не с фонарем в руке среди бела дня, а в луче театрального
прожектора высветить в человеке человеческое, сделать попытку
различить в полузверином облике его прекрасные черты, заставить
человека полюбить в себе образ и подобие Бога, образ, скрытый под
слоем грязи.
Гимн Человеку, гимн
Актеру, гимн Искусству – спектакль «Убийство Гонзаго». Мы наизусть
знаем содержание шекспировского «Гамлета». Можем многое предполагать
в контексте пьесы. Хотя бы то, что случится с государственным строем
Дании после многочисленных монарших смертей. А что может произойти с
актерами, которые помогли принцу Гамлету разоблачить дядю-убийцу?
Шекспир в своей трагедии оставил их судьбы «за кадром». На этот
вопрос попытался ответить драматург Н. Йорданов, а авторы спектакля
не только убедительно воплотили его замысел, но и заставили зрителей
поразмышлять о непростой человеческой натуре, в которой много
противоречивого понамешано.
Сценический язык
"Убийства Гонзаго" многослоен. Он включает и учтенную графическую
отточенность мизансцен, и точное обозначение ритмов. В то же время
ему были подвластны и многообразные средства непосредственной игры,
открытой импровизации».
Высокую оценку
творчество А.И. Ларичева получило в Смоленске. Из семи спектаклей,
привезенных театром, три («Эквус», «Нахлебник» и «Убийство Гонзаго»)
поставлены главным режиссером Тюменской драмы.
И все три работы
поразили зрителей глубиной раскрытия психологии героев, философским
подходом к показу внутренних мотивов людских взаимоотношений. В
образах, воплощенных на сцене актерами, чувствуются его режиссерские
«попытки исследовать человеческую душу», его стремление «подсказать
некий нравственный выход – не каким-то словосочетанием и
предложением, а эмоциональной, нравственной энергией» (в кавычках –
слова самого Ларичева из интервью в спецвыпуске тюменского
еженедельника «Возрождение», посвященного гастролям театра в Минске
и Смоленске).
В духе нового
высокого гуманизма главреж ТГТДиК продолжает свою шекспировскую
серию. В «…Чуме на оба ваши дома!», в истории-продолжении «Ромео и
Джульетты» он возвращается не к самому Шекспиру, а к его духу,
вступившему в диалог с текущим днем. Ларичевское «Убийство Гонзаго»
– «Гамлет» как трагическая метафора современности. И горинская
«Чума» – попытка христианской Любовью внести в ревущий бестиальный
хор голосов чистую ноту.
Премьерой спектакля
«Квартет» открыл театр 146 театральный сезон. Его сценическое
пространство напоминает чистый лист, который актеры вольны заполнить
своим талантом и мастерством.
В этом спектакле
Ларичев отказался от большинства решений, служивших ему верой и
правдой, он непривычно лаконичен, почти неузнаваем. Действие
движется сквозь сценические, дружеские, любовные отношения, которые
все еще, спустя десятки лет, не прояснены. На помощь исполнителям
приходит их собственный, профессиональный, личный, опыт: актеры
играют актеров. «Квартет» называют одной из лучших постановок
Алексея Ларичева.
Свой 147
театральный сезон Тюменский драматический театр открыл спектаклем «Кин
IV» по пьесе Григория Горина (реж. А.
Ларичев, сценограф Д. Аксенов, композитор О. Яшин, балетмейстер Э.
Соболь). Георг IV мечтает о сцене, страсть
к игре настолько сильна в нем, что прорывается сквозь облик короля.
Кин IV чувствует судьбоносность своей
дружбы с королем Георгом, свою внутреннюю связь с ним. Но подобную
связь ощущает и король – только у него она окрашена в серый цвет
зависти. Кин и Георг – словно две стороны одной медали, и в этом
спектакле режиссер пошел на своеобразный эксперимент. Заслуженные
артисты России Геннадий Баширов и Анатолий Бузинский, исполнители
ролей Кина IV и Георга
IV, каждый спектакль «меняются местами», и каждый из них
выступает и в роли актера Кина, и в роли короля Георга.
«Кин и Георг похожи
на альтер эго друг друга: постоянно борясь, они не могут преодолеть
странную связь – не дружескую, но и не иерархическую. Поэтому, когда
во втором акте с колосников опускается стеклянная стена, нет ничего
естественнее, чем увидеть актеров стоящими по разные стороны
перегородки в симметричных позах». (Ирина Пермякова, «Вслух о
главном»)
Материал подготовлен по статьям
тюменских газет, публикациям в Минске и Смоленске.
Переход к следующим страничкам
Пресса об
А.Ларичеве
Личная
страничка А.Ларичева
Первые шаги по
Тюменской сцене